Со СМИ нам по пути
Если вы нацелены на успех в профессии, не третируйте и не искушайте журналистов
Игорь БУШМАНОВ, адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ»
С интересом прочитал заметку моего друга и коллеги Нвера Гаспаряна о рекомендациях по взаимоотношениям адвокатов со СМИ.
Работа с медиа – важнейший инструмент современной адвокатской деятельности, приобретающий всё большую значимость с каждым годом по мере развития информационных технологий.
Адвокат не должен искусственно замыкаться только на использовании юридических методов работы. Творческий разносторонний подход к складывающимся по делу ситуациям, умение взглянуть на них в разных аспектах могут принести победу там, где классические правовые методы оказываются бессильны.
Безусловно, невозможно спорить с тем, что решение о взаимодействии адвоката с журналистами по конкретному делу должно быть продуманным и тщательно взвешенным.
На что адвокату необходимо прежде всего обращать внимание при принятии решения о взаимодействии со СМИ или о нецелесообразности таких контактов? Первым делом стоит помнить о том, что большинство авторитетных редакций придерживаются определенных профессиональных стандартов, которые предполагают обязательность получения пояснений от обеих сторон процесса. Поэтому та сторона, о которой скажут в публикации, что она воздержалась от комментариев, изначально ставит себя в проигрышную позицию, которая, кстати, вполне может устроить оппонентов.
Некоторые уголовные дела приобретают общественный резонанс сами по себе. И в таких случаях игнорирование запросов от журналистов на комментарии, отказ от разъяснения своей процессуальной позиции по делу, по моему мнению, являются грубой тактической ошибкой, которая может повлечь даже негативные последствия для доверителя и отрицательно отразиться на перспективах его защиты. Если журналисты задают вам вопросы, на них нужно корректно и выверенно отвечать. Всегда помните, что СМИ не зря называют четвертой властью: степень их влияния на общественное мнение огромна, в том числе и на мнение конкретных правоприменителей.
Также одно из распространенных заблуждений адвокатов заключается в том, что журналисты неуправляемы, поэтому любая публикация изначально будет направлена во вред. Адвокаты опасаются, что подача материалов будет не в пользу интересов их доверителя. На самом деле, лекарство здесь одно: зная, что вам так или иначе придется комментировать дело, стоит заранее сформировать в голове общую концепцию, в рамках которой вы готовы давать пояснения.
При этом не следует сводить свои комментарии к обсуждению конкретных обстоятельств дела и тактики защиты, а ограничиваться вопросами применяемого законодательства в отношении выявленных нарушений законности. Если же журналист задает вопрос относительно определенных деталей дела, следует указывать на тайну предварительного расследования и оказываемой юридической помощи и ни при каких обстоятельствах не высказываться о виновности конкретного лица, даже если оно не является вашим подзащитным. Тем более это прямо запрещено Рекомендациями ФПА РФ по взаимодействию со СМИ.
Так что будьте внимательны и четко обозначайте границы допустимого журналистам, а еще лучше – не искушайте СМИ лишними фактами даже off the record (не для протокола).
Если данный вами комментарий представителю СМИ будет опубликован в дальнейшем в печатном виде, не нужно лениться или стесняться просить прислать итоговый вариант на согласование перед опубликованием.
При этом, взаимодействуя со СМИ, следует помнить о нормах профессиональной этики и не превращать публикации и комментарии в откровенную саморекламу.
Кроме того, важно не допускать политических комментариев, призывов к национальной, религиозной розни и ко всему, что противоречит не только этическим нормам профессии, но и здравому смыслу, а уж тем более действующему законодательству. Относитесь внимательно к безосновательным обвинениям и в целом к публичной критике, ведь она зачастую может сыграть с вами и вашими доверителями и подзащитными злую шутку.
Необходимо соблюдать весьма четкие и логичные Рекомендации ФПА по взаимодействию со средствами массовой информации. Отдельно хочется обратить внимание на п. 5.5 указанного документа, в соответствии с которым недопустимо давать публичную оценку существа «громких» дел, в которых адвокат не участвует. Обратите внимание: в конце 2016 г. были приняты отдельные Правила поведения адвокатов в сети «Интернет», что особенно актуально для тех, кто проявляет активность в соцмедиа или работает в целом над паблисити.
Правильное и тактически выверенное взаимодействие со СМИ позволяет сформировать общественный резонанс вокруг произошедшей ситуации, заметив который, контролирующие и надзорные органы более внимательно начинают относиться к сложившейся коллизии, и есть все шансы, что дело будет взято на контроль.
Таким образом, умелое взаимодействие адвоката со СМИ позволяет:
1) дать профессиональные комментарии по вопросам законодательных инициатив, изменений закона;
2) разъяснить через СМИ права граждан в той или иной области, порядок их действий для получения необходимого правового результата;
3) предупредить о возможных негативных правовых последствиях в случаях несоблюдения тех или иных правил, осуществления определенных действий/бездействия.
Подводя итог, отмечу: важно понимать, что взаимодействие со СМИ – это часть вашей повседневной работы, и если вы настроены на успех в профессии, то вам с журналистами по пути. Когда представители обеих профессий работают в симбиозе, на основании взаимного уважения и интереса, соблюдая этические нормы обоих профессиональных сообществ, такое сотрудничество приносит пользу не только нам и доверителям, но и обществу в целом.
Фото: Василий Пономарёв / Эдгар Брещанов / Sportbox.ru