Без резких движений
Как не останавливать развитие в условиях санкционного шторма
В первые дни кризиса многие юридические бренды впали в ступор и перешли в режим «маркетингового молчания», но позже, столкнувшись с валом запросов от доверителей по санкционным кейсам, вернулись в привычное русло антикризисного консалтинга.
На профильных конференциях партнеры юрфирм и маркетологи вспоминают уроки пандемии, когда внешние обстоятельства заставили юристов быстро трансформироваться в поиске более эффективных решений в работе с клиентами. Однако новый кризис совсем другой, а юридический рынок стремительно изменился. Как угнаться и стоит ли бежать со всеми, постараемся разобраться.
Уроки пандемии
Ключевой тезис пандемии «оставаться полезными для доверителей» актуален и сегодня, когда постоянно меняется правовое регулирование, а вводимые пакеты санкций и контрсанкций ставят новые вызовы. Так, согласно опросу журнала Legal Insight 86% юрфирм планируют оказывать или уже оказывают новые услуги, среди которых: санкционный комплаенс (42%), автоматизация (18%), изменения в договорной работе (15%), реструктуризация, корпоративное право (13%) и вопросы налогообложения (5%). Ряд компаний заявили об открытии cанкционных практик или антикризисных штабов, начали выпускать соответствующие алерты и проводить клиентские мероприятия. Для поддержания лояльности доверителей в период пандемии ряд услуг стали оказывать бесплатно. Также поступили в текущих условиях 58% консультантов, а 21% высказали готовность оказывать такую помощь. При этом 10% юрфирм признались, что клиенты просят отсрочку платежей или существенного снижения стоимости услуг, сообщают исследователи Legal Insight. Тем не менее в ценовой политике юристы придерживаются разных позиций: некоторые повысили стоимость услуг на 20%, другие снизили, а третьи сохранили прежний уровень цен.
В период локдауна, когда офлайн-мероприятия были под запретом и консультанты ушли в онлайн, инхаус-юристы столкнулись с большим наплывом однотипных алертов, и этот напор в основном воспринимался ими негативно. Сегодня степень регуляторных изменений и уровень неординарности задач в разы выше, поэтому отношение инхаусов к информационным материалам консультантов изменилось. Так, 53% опрошенных Legal Insight руководителей юрдепов читают рассылки консультантов, а 21% хотели бы их получать. Среди источников информации опрошенные отметили: Telegram-каналы (31%), юридические рассылки (27%), юридические журналы (27%), Facebook* (9%). Мероприятия, предполагающие живое общение и возможность кулуарно обсудить проблемы бизнеса, также сохраняют востребованность: 90% инхаусов хотят посещать юридические мероприятия, 37% из них готовы ходить только на бесплатные события.
Без резких движений
Сегодня каждый выбирает собственную стратегию поведения: одни сделали ставку на быстрый рост, присоединение других игроков, открытие новых офисов и практик; вторые сконцентрировались на сдержанном маркетинге текущих клиентов; третьи заняли выжидательную позицию или перешли в режим «радиомолчания».
Если вы решили не делать резких движений, сократив бюджет на внешние мероприятия, то стоит сфокусироваться на качественном контенте, используя всевозможные бесплатные и малобюджетные способы его продвижения. Один и тот же долгоиграющий материал с прогнозами и практическими рекомендациями может быть использован для экспертной колонки или инфографики, поста в Telegram- канале или в эфире радиопередачи. Возрастает роль закрытых клиентских мероприятий, где в доверительной обстановке можно обсудить текущие задачи. При этом бюджет на собственный ивент сопоставим с участием в профильной конференции. Однако совершенно не факт, что за один бизнес-завтрак или неформальную встречу вы получите запросы от новых клиентов. Важен системный подход, который можно выстроить с помощью комьюнити-маркетинга. Упакуйте серию ваших мероприятий в профессиональное сообщество с качественным нетворкингом, и маркетинговый эффект будет выше. Стоит также обратить внимание на отраслевые неформальные сообщества бизнеса, где повестку встреч задает сам бизнес, а не окологосударственные структуры. Порой при правильном нетворкинге на такие рабочие группы можно попасть совершенно бесплатно.
Игра в позиционирование
Уход с рынка иностранных юридических фирм вызвал широкое обсуждение на профильных конференциях. Сами представители некоторых ильфов (от англ. ILF ‒ international law firm) заявили о сохранении сотрудников, наработок и баз данных. Юридически ряд фирм уже давно были российскими, а изменения коснулись только прав использования бренда, как признавались консультанты. Компании покинули международные сети, но остались их «эксклюзивными» консультантами. Сегодня мы наблюдаем зарождение новых, уже российских брендов на базе «оставшихся» команд ильфов. Среди первых юрфирм, представивших сообществу новые бренды, ‒ Alumni Partners (ранее Bryan Cave Leighton Paisner), Nordic Star (ранее Borenius), Birch Legal (ранее Eversheds Sutherland). Для компаний такой вынужденный ребрендинг стал настоящим вызовом, так как одновременно нужно было справляться с клиентской работой, разрабатывать и согласовывать новый логотип, айдентику, контент временного сайта ‒ и всё это в предельно сжатые сроки.
Опрос Legal Insight показал, что 53% инхаус-юристов готовы продолжить работу с командами «обрусевших» ильфов при сохранении прежнего качества услуг, 23% будут сотрудничать только при снижении ставок, а 24% не планируют продолжать работать. Нужно отметить, что некоторые компании с госучастием вынуждены были экстренно начать поиск юридических консультантов, так как ряд ильфов отказались сопровождать проекты из-за санкций. Придут ли к вам новые заказчики, зависит от маркетинга и позиционирования, релевантного опыта, репутации и рейтингов, подтверждающих специализацию в определенной отрасли или практике. Как правило, в крупных компаниях отделы, ответственные за поиск и аккредитацию контрагентов, не могут хорошо ориентироваться в таких специфических видах услуг, как юридические, поэтому всегда запрашивают помощь у профильного инициатора закупки ‒ главы юридического отдела. Именно поэтому так важны точечный маркетинг и позиционирование, чтобы в момент икс инхаус-юрист вспомнил ваш бренд, когда нужно будет направить предварительный список компаний, способных разрешить сложный земельный спор, найти должников за рубежом или сопроводить M&A-сделку.
Прокомментируйте это немедленно
Нельзя не отметить существенный рост запросов экспертных комментариев от журналистов деловых и правовых изданий. Инфоповодов за последние дни было много: санкции в отношении отдельных компаний и физических лиц, законопроект о временной администрации, громкие коллективные иски, арест зарубежных активов, параллельный импорт, мораторий на банкротство, валютные ограничения и блокировки счетов и пр. Для вас это отличная возможность попасть в ведущие деловые СМИ, а успех будет зависеть от скорости и практической ценности комментариев. Если на аутсорсе или в штате фирмы нет профильного PR-специалиста или прямых контактов журналистов, компания может самостоятельно отслеживать новости и да вать свои, может быть, менее оперативные, но взвешенные комментарии для фирменного Telegram-канала или журнала.
Порой такие заметки могут увидеть журналисты и уже обратиться к вам за подробным мнением по схожим запросам. Важно не бояться коммуницировать с представителями СМИ: если вы нашли новость, о которой еще никто не высказался с точки зрения права, проявляйте инициативу. Найдите профильного журналиста и предложите материал с вашим комментарием.
Неустойчивое будущее
Сейчас адвокаты и юристы заняты обработкой «горящих» запросов бизнеса, связанных с релокацией, персональными и корпоративными санкциями, изменением логистических цепочек, вопросами валютного регулирования и таможенного права. Однако со временем, когда пожары будут потушены, начнется конкуренция за клиентов, которых станет объективно меньше из-за ухудшения экономической ситуации и заморозки деятельности иностранных компаний в России. Еще в начале года в тренде было ESG, ряд юрфирм запускали соответствующие практики и поддерживали форумы об устойчивом развитии, а теперь тема ушла на второй план. Тем не менее маркетологи dentsu видят в ESG возможность вернуть доверие потребителей к иностранным брендам, покинувшим страну, если те когда-нибудь возвратятся. Стоит отметить, что ряд иностранных компаний, несмотря на формальный уход с рынка, продолжили реализацию благотворительных и социальных программ. В качестве примера эксперты приводят «Макдоналдс», который во внешних коммуникациях заявил о сохранении поддержки фонда «Дом Роналда Макдоналда» в России. Также локальные бренды «ушедших» международных компаний ‒ «Любимый» (Pepsi) и «Чистая линия» (Unilever) ‒ продолжили рекламные размещения с социальными и экологическими акцентами. Рынок консалтинга не стал исключением. Так, российское подразделение PwC, представив новый бренд «Технологии доверия», подчеркнуло, что продолжит реализацию благотворительных и иных инициатив (конкурс «Деловая книга года в России», общенациональная премия «Здравомыслие» и пр.).
Кризис порождает конфликты как с внешними контрагентами, так и внутри компаний, поэтому одна из очевидных точек роста ‒ практика разрешения споров: как коммерческих, так и корпоративных. В последние годы эксперты отмечают рост практик частных клиентов, которые обслуживают интересы состоятельных граждан по целому спектру вопросов, начиная с бракоразводных процессов и заканчивая сопровождением сделок по покупке предметов роскоши. При этом серьезную конкуренцию юристам составляют family offices, которые научились тиражировать свои услуги в своей нише. Среди практик, в которых традиционно были сильны ильфы, Право. ru отмечены финансовое и банковское право, санкционное право, транспортное право, международный арбитраж, фармацевтика, комплаенс. С учетом ухода ильфов и нежелания некоторых инхаусов продолжать работу с их новыми брендами у российских юрфирм появился шанс побороться за клиентов в этих областях права. В то же время сам по себе уход ильфов негативно скажется на цене услуг, уверены некоторые партнеры российских юрфирм, так как некому будет держать их на высоком уровне.
* – Организация, запрещенная на территории Российской Федерации.
ЗАЧЕМ АДВОКАТУ БЛОГИНГ
У всех могут быть свои цели и задачи. У меня нет позиции, что все адвокаты должны вести блог, электронный журнал. Лично я в определенный момент задумалась над созданием своего сайта, легкой странички в интернете. Стала искать специалистов, общаться с друзьями и все мне задавали один вопрос, «зачем». Я объясняла, что мне нужна электронная визитка. В ответ меня убеждали, что сейчас все и все узнают из соцсетей.
Я попробовала 4 года назад в социальной сети, которая в настоящий момент запрещена на территории РФ, там были только фото с кратким описанием событий.
Я никогда не вкладывала деньги в рекламу, абсолютно все мои клиенты приходят по рекомендациям моих же клиентов. Однажды ко мне пришла женщина, сказала, кто ей меня посоветовал, «полистала» мою соцсеть и только после этого решилась на первичную консультацию. Для меня это было знаком, что электронный журнал все-таки нужен!
В 2022 году я перестала пользоваться привычной соцсетью по понятным причинам. Какое-то время мне понадобилось, чтоб познакомиться в VK, чтоб понять, что это другая сеть, другого формата. В конце 2023 года я зарегистрировала страничку в VK. Сегодня мне эта сеть нравится больше предыдущей. Это не коммерческий проект, у меня нет контент плана, но здесь я уже начала не с фото, а с видео. Короткие видеоролики с историями, советами и рекомендациями.
Мне нравится это делать, приятно слышать от новых клиентов, что прежде, чем ко мне прийти, они наблюдали за мной в VK, «знакомились». И вот именно эти слова зародили во мне идею нового большого проекта на YouTube. Проект называется «Толк с Матвеевой», где я общаюсь со своими коллегами. Адвокатура является профессиональным сообществом, это институт гражданского общества, где действует принцип законности. Не все юристы адвокаты, этот статус нужно заслуженно получить.
Помимо активной профессиональной деятельности адвокаты очень интересные и разносторонние личности. Кто-то занимается спортом, кто-то пишет картины, кто-то стихи. Первый выпуск «Толк с Матвеевой» я записывала со своим институтским товарищем, адвокатом Эдуардом Емельяновым, который пишет малую прозу. Его рассказы регулярно печатают в газете «Тамбовская жизнь». Мне очень нравится его труд «Два дня в Ватикане». Повесть о поездке знаменитого адвоката Федора Никифоровича Плевако в 1904 году в Ватикан на аудиенцию к Папе Римскому Пию Х. В интервью он был критичен к этой повести, но я знаю сколько сил, времени и любви он вложил в эту книгу.
Я благодарна Эдуарду за поддержку. Первый шаг – самый сложный. Видео получило массу положительных отзывов. Люди действительно хотят узнать о своем защитнике, о человеке, которому они доверяют свои права и интересы больше, чем можно узнать из анкетных данных.
Сейчас на канале 20 видео, я люблю этот проект, горю им. Благодарю всех коллег-гостей. Для удобства пользователей дублирую контент в сообществе VK с аналогичным названием.
Блогинг не моя профессия. Я занимаюсь этим в свободное от работы время. Адвокатская деятельность – это всегда ненормированный график, но я люблю людей, люблю общаться и с огромным удовольствием делюсь этим общением.
Смотрите, подписывайтесь и оценивайте!
Адвокат Матвеева Елена Валерьевна