С подачи КС устанавливается срок возобновления исполнительного производства после его приостановления
Минюст России представил законопроект, направленный на устранение правовой неопределенности в вопросе срока возобновления исполнительного производства после его приостановления.
Поправки направлены на исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2023 г. № 21-П, которым КС обязал законодателя установить конкретный срок, когда исполнительное производство подлежит возобновлению после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.
Изменения предлагается внести в ст. 327 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 440 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 359 Кодекса административного судопроизводства РФ и в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Предусматривается, что исполнительное производство может быть возобновлено, в том числе по заявлению должника, в течение трех лет с момента устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления.
Законопроектом также определены правовые последствия пропуска такого срока.
Правительство забраковало поправки в УПК о запрете заключения под стражу за ненасильственные преступления
Правительство РФ дало отрицательный отзыв на депутатский проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, направленный на расширение прав и гарантий лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении ненасильственных преступлений, в ходе осуществления уголовного преследования.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции ч. 1.1 ст. 108 УПК, закрепив в ней запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу в случае, если ни одно из преступлений, в совершении которых подозревается или обвиняется лицо, не предусматривает применения насилия или угрозу его применения. Одновременно указано, что данный запрет не применяется в случае подозрения или обвинения в совершении любого из преступлений, предусмотренных рядом статей, а также глав Уголовного кодекса РФ, перечень которых приводится в указанной части.
Как отмечает кабмин, понятие «преступление, не предусматривающее применение насилия или угрозу его применения» законодательно не определено, что сделает реализацию предлагаемых законопроектом положений затруднительной.
Неясно, по какому критерию отобраны составы преступлений, на случаи подозрения или обвинения в совершении которых не распространяется запрет избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В частности, в число таких составов преступлений вошли преступления небольшой тяжести, в отношении которых аналогичный запрет установлен ч. 1 ст. 108 УПК.
Кроме того, принятие такого федерального закона приведет к снижению гарантий прав предпринимателей (по сравнению с действующей редакцией ч. 1.1 ст. 108 УПК), поскольку в проектируемых положениях сокращается перечень преступлений, при подозрении в совершении которых заключение под стражу не допускается.
В связи с этим Правительство РФ законопроект не поддержало.