Апелляция изобличила практику необоснованных возвратов административных исков

Дата: 23 ноября 2022 г.

Наиболее типичные нарушения норм процессуального закона и материального права, допускаемые нижестоящими судами при рассмотрении административных дел, проанализировал Тверской областной суд в обзоре апелляционной практики за первое полугодие 2022 г.

Так, судебной коллегии по административным делам областного суда приходится отменять значительное количество определений судей о возврате административных исков, вынесенных на основании ст. 130 Кодекса административного судопроизводства РФ (административное исковое заявление может быть возвращено, если установленные судом недостатки препятствуют возбуждению административного дела, так как их устранение на следующей стадии процесса невозможно либо приведет к существенному нарушению процессуального закона, в частности невозможности исполнения решения суда).

Приводится следующий пример. Л. обратился в суд с исковым заявлением к призывной комиссии г. Твери, военному комиссариату Тверской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии г. Твери о призыве его на военную службу, возложении обязанности принять решение о направлении его на дополнительное обследование.

Определением судьи административное исковое заявление оставлено без движения ввиду того, что к нему не приложены документ, подтверждающий нахождение административных ответчиков по указанному в административном иске адресу, копия оспариваемого решения административного ответчика, не указаны номер и дата его принятия, дата и место совершения оспариваемого действия, также не приложены отказ административного ответчика в их выдаче, как и ответ вышестоящего в порядке подчиненности органа или лица на жалобу административного истца по тому же предмету; не приведено обоснование требований, заявленных к каждому административному ответчику, не изложено сведений о нарушении ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В связи с неустранением недостатков определением судьи административное исковое заявление возвращено административному истцу.

Суд апелляционной инстанции с учетом разъяснений, изложенных в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 г. № 5 «О  применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», проверил законность определений как о возврате административного иска, так и об оставлении его без движения.

Отменяя определение судьи об оставлении административного иска без движения, суд апелляционной инстанции указал, что общие требования к форме и содержанию административного искового заявления и прилагаемым к нему документам закреплены в ст. 125 и 126 КАС РФ. Адрес военного комиссариата г. Твери, являющегося юридическим лицом, размещен для общего доступа в ЕГРЮЛ и дополнительного подтверждения не требует. При этом КАС РФ не содержит требования о предоставлении административным истцом доказательства нахождения административного ответчика по указанному им адресу.

Из текста административного искового заявления следует, что Л. приведены достаточные сведения, позволяющие идентифицировать оспариваемое решение призывной комиссии г. Твери в целях его судебной проверки. Кроме того, ст. 220 КАС РФ не предусмотрено обязательное представление в суд решения органа, оспариваемого административным истцом. В силу ст. 132, 135 КАС РФ представление и сбор доказательств относятся к стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а не к стадии принятия административного искового заявления к производству.

Поскольку обязательного досудебного обжалования решения призывной комиссии не требуется, непредставление с административным иском ответа вышестоящего в порядке подчиненности органа или лица на жалобу административного истца по тому же предмету не может являться основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Вопреки выводам суда в административном иске Л. указано, что оспариваемым решением призывной комиссии нарушено его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Административным истцом со ссылками на нормы действующего законодательства изложены основания, по которым он считает оспариваемое решение незаконным и подлежащим отмене.

В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил определение судьи об оставлении административного иска без движения и определение о возврате административного иска, поскольку оснований для возврата не имелось, административное исковое заявление направлено в суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству (дело № 33а-1063/2022).



16.10.2024 в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Семейные споры. Проблемы и перспективы»⠀

Дата: 22 октября 2024 г.

Мероприятие обусловлено эскалацией в обществе проблемы родительских конфликтов, в которые оказываются погружены дети, с трудностями в исполнении требований исполнительных листов по указанной проблематике.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Организаторами мероприятия являлись Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей и АНО «Центр содействия реализации родительских прав «Защитники детства». Адвокат АПМО Надежда Валерьевна Швырева выступила на мероприятии с докладом о правовых аспектах международного похищения детей и особенностях исполнения решений о возврате детей.

“Конвенционные споры (по Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980) имеют четко прописанный механизм их исполнения и розыска детей, который работает. И никого не смущает, что похитителем является родитель.

В российском же правоприменении национального законодательства похищение собственного ребенка с точки зрения закона – это не преступление. И это порождает безнаказанность, от которой в первую очередь страдают дети.

Также механизмы конвенции действуют не со всеми странами.  Поэтому нужно развивать международно-правовое взаимодействие с другими странами в этой области”.