Апелляция изобличила практику необоснованных возвратов административных исков

Дата: 23 ноября 2022 г.

Наиболее типичные нарушения норм процессуального закона и материального права, допускаемые нижестоящими судами при рассмотрении административных дел, проанализировал Тверской областной суд в обзоре апелляционной практики за первое полугодие 2022 г.

Так, судебной коллегии по административным делам областного суда приходится отменять значительное количество определений судей о возврате административных исков, вынесенных на основании ст. 130 Кодекса административного судопроизводства РФ (административное исковое заявление может быть возвращено, если установленные судом недостатки препятствуют возбуждению административного дела, так как их устранение на следующей стадии процесса невозможно либо приведет к существенному нарушению процессуального закона, в частности невозможности исполнения решения суда).

Приводится следующий пример. Л. обратился в суд с исковым заявлением к призывной комиссии г. Твери, военному комиссариату Тверской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии г. Твери о призыве его на военную службу, возложении обязанности принять решение о направлении его на дополнительное обследование.

Определением судьи административное исковое заявление оставлено без движения ввиду того, что к нему не приложены документ, подтверждающий нахождение административных ответчиков по указанному в административном иске адресу, копия оспариваемого решения административного ответчика, не указаны номер и дата его принятия, дата и место совершения оспариваемого действия, также не приложены отказ административного ответчика в их выдаче, как и ответ вышестоящего в порядке подчиненности органа или лица на жалобу административного истца по тому же предмету; не приведено обоснование требований, заявленных к каждому административному ответчику, не изложено сведений о нарушении ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В связи с неустранением недостатков определением судьи административное исковое заявление возвращено административному истцу.

Суд апелляционной инстанции с учетом разъяснений, изложенных в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 г. № 5 «О  применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», проверил законность определений как о возврате административного иска, так и об оставлении его без движения.

Отменяя определение судьи об оставлении административного иска без движения, суд апелляционной инстанции указал, что общие требования к форме и содержанию административного искового заявления и прилагаемым к нему документам закреплены в ст. 125 и 126 КАС РФ. Адрес военного комиссариата г. Твери, являющегося юридическим лицом, размещен для общего доступа в ЕГРЮЛ и дополнительного подтверждения не требует. При этом КАС РФ не содержит требования о предоставлении административным истцом доказательства нахождения административного ответчика по указанному им адресу.

Из текста административного искового заявления следует, что Л. приведены достаточные сведения, позволяющие идентифицировать оспариваемое решение призывной комиссии г. Твери в целях его судебной проверки. Кроме того, ст. 220 КАС РФ не предусмотрено обязательное представление в суд решения органа, оспариваемого административным истцом. В силу ст. 132, 135 КАС РФ представление и сбор доказательств относятся к стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а не к стадии принятия административного искового заявления к производству.

Поскольку обязательного досудебного обжалования решения призывной комиссии не требуется, непредставление с административным иском ответа вышестоящего в порядке подчиненности органа или лица на жалобу административного истца по тому же предмету не может являться основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Вопреки выводам суда в административном иске Л. указано, что оспариваемым решением призывной комиссии нарушено его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Административным истцом со ссылками на нормы действующего законодательства изложены основания, по которым он считает оспариваемое решение незаконным и подлежащим отмене.

В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил определение судьи об оставлении административного иска без движения и определение о возврате административного иска, поскольку оснований для возврата не имелось, административное исковое заявление направлено в суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству (дело № 33а-1063/2022).



Городское право: актуальная тема для сообществ москвичей

Дата: 24 апреля 2024 г.

18 апреля 2024 г. советник ФПА РФ,  заместитель председателя рабочей группы ГРА по организации БЮП, почетный адвокат России,  Власова Ольга Игоревна,  приняла участие в Круглом столе «Комьюнити-менеджер городских сообществ», проходившем в рамках VII ежегодного международного симпозиума «Образование и город: проектирование и развитие», где выступила с докладом «Городское право (Юридическая урбанология) и правовое просвещение жителей городов по вопросам правового регулирования деятельности жилищных и других местных сообществ».

В рамках круглого стола Власова Ольга Игоревна  обсудила с участниками вопросы необходимости правового просвещения руководителей местных сообществ, в том числе жилищных, а также активных жителей различных локальных территорий, а затем рассказала собравшимся о деятельности Рабочей группы Гильдии российских адвокатов по организации бесплатной юридической помощи и правовому просвещению.

В круглом столе также принимали участие Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ, Любовь Гурарий эксперт по соучаствующему проектированию и работе с сообществами, сооснователь проекта «Город Друг», Сергей Кузнецов руководитель общероссийского проекта «Добрые соседи», аналитик Центра технологических инноваций НИУ ВШЭ и другие эксперты по работе с местными сообществами и локальными территориями.