С чистого листа
В деятельности адвокатуры две составляющие – независимость и профессионализм
Вспоминая события двадцатилетней давности, президент ФПА РФ Светлана Володина отмечает, что делегаты I Всероссийского съезда адвокатов мечтали о профессиональном самоуправлении, которое, по ее словам, представляет собой фундамент современной адвокатуры. В деятельности адвокатуры две составляющие – независимость и профессионализм, говорит Светлана Володина, они должны быть гарантированы любому доверителю. Независимость гарантируется государством и отчасти самой адвокатурой, если она готова к независимости и готова за нее бороться. Профессионализм гарантирует сама адвокатура, и она же его обеспечивает.

– 20 лет назад прошел I Всероссийский съезд адвокатов. Чем он Вам запомнился, можете ли Вы сказать, что это был переломный момент для отечественной адвокатуры?
– Съезд запомнился своей эмоциональностью, отсутствием безразличных или скучающих. Больше такого накала страстей за эти годы в адвокатуре не было. Нужно помнить, что Съезду предшествовали более 10 лет борьбы за новый закон, за объединение адвокатуры, за выбор сценария для новой адвокатуры. Главным было, кто станет лидером, под чьими знаменами объединится адвокатура, за кем пойдет. Страсти кипели нешуточные. Один вопрос – пакетно ли голосовать за состав Совета – вызывал бурю эмоций. Было общее воодушевление, это было время правовых реформ, время надежд.
Помню Евгения Васильевича [Семеняко] после голосования, глубокой ночью. Главным он считал то, что его поддержало большинство, а не то, что он теперь президент. Шутил. Вспоминал Маяковского, какие-то спектакли. И был уже весь в планах на завтра. Как завтра с чистого листа, без помещения и персонала строить новую адвокатуру, то, за что боролись предыдущие годы. И ему это удалось.
– Евгений Васильевич Семеняко был избран президентом ФПА РФ на первом заседании Совета ФПА РФ, состоявшемся непосредственно после I Съезда. В 2015 г. его сменил на этом посту Юрий Пилипенко. Сохранялась ли преемственность в их деятельности? Отличались ли их стили руководства палатой?
– У них были и есть единые цели, решались единые задачи – что важно, ну а стили разные. Главное, что оба много сделали и делают для адвокатуры. Они заложили основы профессионального самоуправления в адвокатуре – того, о чем мы мечтали тогда на I Съезде. Это фундамент современной адвокатуры. По этим же принципам организуют свою работу и палаты субъектов.
– Что для Вас лично означало создание Федеральной палаты адвокатов, как это событие отразилось на Вашей профессиональной деятельности?
– Прежде всего, это было чувство восторга, что есть орган, который наконец объединит всю адвокатуру, который может представительствовать от всей адвокатуры, решать общие проблемы и задачи. Я помню, как Евгений Васильевич говорил, как здорово не просто жить в эпоху перемен, а быть дирижером этих событий.
Кроме того, пришло понимание, что 10 лет непримиримой борьбы с «параллельной адвокатурой» можно было потратить на строительство новой адвокатуры с сохранением старых традиций. И, конечно, это был колоссальный урок того, что нужно уметь находить компромиссы. Во многом мешали личные амбиции лидеров.
– Какие важнейшие, на Ваш взгляд, решения ФПА РФ были приняты за эти годы, как они изменили жизнь корпорации?
– Решений очень много. Очень важны принятый VIII Всероссийским съездом адвокатов Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, создание Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам, Комиссии Совета ФПА РФ по защите профессиональных прав адвокатов.
– В то время, когда проходил I Съезд, пожалуй, никто не мог себе представить, что через 20 лет в жизнь адвокатуры прочно войдут цифровые технологии. И уж тем более – что она создаст самый масштабный LegalTech проект в нашей стране, Комплексную информационную систему России (КИС АР), которая в перспективе, путем интеграции с информационными системами органов юстиции, судов, правоохранительных и иных государственных органов, должна стать частью цифровой экономики России. Можно ли сказать, что с вводом в действие всех основных подсистем КИС АР российская адвокатура перейдет на качественно новый уровень деятельности?
– Цифровизация вообще уже часть реальности во всем, и адвокатура не должна отставать. Отвечая на ваш вопрос, могу сказать: да, это новая ступень развития адвокатуры, качественно новая форма.
– На I Всероссийском съезде был принят основополагающий корпоративный акт – Кодекс профессиональной этики адвоката. За истекшие 20 лет в него несколько раз вносились поправки. Какие из них Вы считаете наиболее важными? Нуждается ли, на Ваш взгляд, этот документ в каких-либо еще изменениях?
– КПЭА в его нынешней редакции позволяет адвокатуре хорошо функционировать. Ведь главная задача органов адвокатского самоуправления – создать все необходимые условия для оказания квалифицированной юридической помощи.
Есть две составляющие в деятельности адвокатуры: независимость и профессионализм.
Эти составляющие должны быть гарантированы любому доверителю. Независимость гарантируется государством и отчасти самой адвокатурой, если она готова к независимости и готова за нее бороться. Профессионализм гарантирует сама адвокатура, и она же его обеспечивает: первый уровень – это квалификационный экзамен, второй – повышение квалификации и отношение к своей деятельности. Если в адвокатской среде понимают, что это такое, то можно жить и работать. Все остальные изменения нужны только для того, чтобы соблюдались эти два основных условия. Если на каких-то этапах развития адвокатуры мы понимали, что в Кодекс нужно ввести новые положения или уточнить действующие, то поправки принимались именно для решения означенных задач.
На сегодняшнем этапе, как мне кажется, никаких изменений не требуется, нужно только, чтобы мы были профессионалами, а государство гарантировало нам независимость. К тому же Кодекс этики не может урегулировать все возможные случаи. Опыт работы показывает, что он успешно применяется органами адвокатского самоуправления, однако все же потребовалось принять Рекомендации по рассмотрению дисциплинарных дел в отношении адвокатов[1].
– В 2015 г. по решению VII Всероссийского съезда адвокатов Кодекс профессиональной этики адвоката был дополнен статьей 18.2, в соответствии с которой создана и начала работу Комиссия ФПА РФ по этике и стандартам (КЭС). В 2016 г. положения о КЭС включены и в Закон об адвокатуре (статья 37.1). Согласно нормам Закона и Кодекса теперь Вы как президент ФПА РФ являетесь председателем КЭС. Как Вы оцениваете ее роль в жизни адвокатского сообщества?
– Идею создания такой Комиссии Евгений Васильевич Семеняко вынашивал еще в самом начале функционирования Федеральной палаты. В какой-то момент мы поняли, что без этого работать нельзя, потому что есть ряд вопросов, которые требуют разрешения.
Другое дело, что в последнее время у КЭС появились новые функции. Речь идет, в частности, о том, что Комиссия вправе рассматривать дисциплинарные дела, как иногда говорят, «по первой инстанции» в тех случаях, когда Совет региональной палаты прекратил статус адвоката.
В некоторых случаях члены КЭС убеждаются в том, что такое суровое решение не имеет оснований. И не случайно мы недавно приняли рекомендации, как Квалифкомиссии и Совету следует рассматривать эти дела, для того чтобы принять взвешенное решение. Когда КЭС рассматривает некоторые дела и задумывается, почему избрана именно такая мера наказания, то становится понятно, что некоторые события мы оцениваем иначе, чем региональные органы адвокатского самоуправления.
Я сама в течение длительного времени была членом Квалификационной комиссии Адвокатской палаты Московской области, поэтому проблемы дисциплинарной практики знаю «изнутри». И я понимаю, что всегда в деле есть что-то такое, что не зафиксировано на бумаге.
Одним словом, деятельность КЭС – это очень важная часть работы ФПА РФ, может быть, это даже важнейшее направление, включающее и стандарты, и разъяснения, и создание единообразной практики, и принятие дисциплинарных решений.
– Можно ли сказать, что к настоящему времени в дисциплинарной практике адвокатских палат сложились единые подходы к сложным вопросам применения Кодекса профессиональной этики и Закона об адвокатуре?
– Расхождения, конечно, пока есть, но можно с уверенностью констатировать, что палаты уже близки к схожему пониманию проблем и благодаря этому мы постепенно приближаемся к единым подходам.
– Как вице-президент ФПА РФ Вы руководили направлением профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов. Как развивалась эта сфера в течение 20 лет деятельности единой адвокатской корпорации, какие Вы видите перспективы? Какую роль сыграли всероссийские вебинары ФПА, которые собирают у экранов каждый раз около 9000 адвокатов и рассчитаны на все категории, от стажеров до президентов палат?
– Начну с вебинаров. Изначально я была против них, но сейчас признаю, что это было неправильно. Мне казалось, что нужно личное общение, что лекторы должны «зажигать» аудиторию, показывать ей свое мастерство. Это, конечно, очень полезно и крайне эффективно. Но если такая лекция имела место быть, то получить возможность прослушать ее должны все. Что в нашей огромной стране, как вы понимаете, нереально.
А если к вебинарам ФПА РФ в среднем подключается по 9 тысяч человек, то это – огромная цифра. Это больше, чем каждый десятый адвокат. Я понимаю, что некоторые сверхопытные коллеги, находящиеся уже в пенсионном возрасте, не смотрят наши вебинары, но более молодые коллеги смотрят, причем с большим интересом. А если из названного числа убрать моих ровесников и тех, кто еще старше, то получается, что на наши видеолекции регистрируется каждый шестой, а это очень-очень много.
Когда появились вебинары, то мы поняли, что нужна учеба для разных категорий адвокатов, в том числе для тех, кто занимает различные должности в органах самоуправления. Например, местом, где президенты палат обсуждают свои вопросы, стала, в частности, ежегодная конференция «Адвокатура. Государство. Общество». Затем мы увидели, что нужно поднимать самый главный пласт, где формируется дисциплинарная практика, – квалификационные комиссии региональных палат. Каждые два года мы стараемся с ними собираться и обсуждать проблемы, которые им приходится решать. Потом мы вспомнили о тех, кто еще не стал членом сообщества, но уже видит себя адвокатом, – о стажерах.
Наконец, мы поняли, что есть еще одна категория, которой мы раньше не занимались, – члены региональных Комиссий по защите профессиональных прав адвокатов. Они должны знать свои права и возможности.
И вообще я считаю, что такие навыки необходимы всему сообществу. Сперва мы должны научить адвокатов защищаться как на уровне своей палаты, так и на уровне всего адвокатского сообщества. А уж затем адвоката можно «выпускать» в свободный полет. Если ты не знаешь своих прав и не можешь защитить себя, то большой вопрос, сможешь ли ты защитить своего доверителя.
Поэтому сейчас нашими коллегами из Санкт-Петербурга подготовлена большая новая 8-часовая программа для очень важной категории адвокатов – членов комиссий по защите профессиональных прав адвокатов. Хочу, чтобы первую вводную лекцию прочитал председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите профессиональных прав адвокатов Генри Маркович Резник. А затем мы продолжим работать и со стажерами, и с молодыми адвокатами, обучая их самозащите и предлагая им курс, в котором говорится о рисках профессиональной деятельности.
– Как Вы оцениваете сложившиеся за истекшие годы взаимоотношения ФПА РФ с органами государственной власти, различными институтами гражданского общества? Как планируете их развивать?
– Диалог состоялся. Постараюсь его эффективно продолжать.
– В течение многих лет Вы занимаетесь преподавательской деятельностью, руководили Институтом адвокатуры МГЮА, с 2018 г. возглавляете кафедру адвокатуры МГЮА. Как изменился в течение 20 лет уровень подготовки претендентов на приобретение статуса адвоката?
– Уровень подготовки разный не только в зависимости от вуза, но и в отдельной группе одного вуза. Конечно, многое определяется мотивацией, способностями и стараниями каждого конкретного претендента. Но в целом современный студент хорошо подготовлен теоретически, хотя, естественно, ему не хватает практических навыков.
– У Вас замечательное хобби – живопись. Можете ли Вы, учитывая все Ваши профессиональные обязанности, теперь находить время, чтобы писать? Или это непременное условие и для сохранения работоспособности, и для поддержания душевного равновесия?
– Самой получается очень редко, но зато часто хожу на выставки и в музеи. Это дает возможность остановиться на миг и сказать: «Как красиво!»
Беседовал Константин Катанян, обозреватель «АГ»
[1] Утверждены решением Совета ФПА РФ от 15 января 2022 г., протокол № 18.
ДЕТИ – БУДУЩЕЕ СЕМЬИ, БУДУЩЕЕ СТРАНЫ

1 июня в России ежегодно отмечается Международный день защиты детей, призванный привлечь внимание людей к проблемам, с которыми сталкиваются дети на всей планете.
Правовая грамотность является необходимой составляющей в жизни каждого гражданина и не последнюю роль в правовом просвещении подрастающего поколения играют адвокаты.
Сегодня мы публикуем интервью с адвокатом Ставропольской краевой коллегии адвокатов, членом Совета молодых адвокатов Адвокатской Палаты Ставропольского края Натальей Викторовной Калининой, для которой работа с подростками стала не только продолжением профессиональной деятельности, но и отдушиной и ресурсом.
– Наталья Викторовна, вы адвокат с многолетним стажем. Что заставило вас расширить свои профессиональные границы и начать работать не только с доверителями, но и со школьниками?
– В своей профессиональной деятельности мы – адвокаты вынуждены практически постоянно пребывать на острие конфликта, зачастую испытывая состояние эмоциональных перегрузок и стресса. Поэтому каждому из нас просто необходимо найти какие-то источники положительных эмоций, чтобы иметь возможность переключаться на позитив, восстанавливаться. Одним из таких способов для меня стали занятия с детьми.
Для меня опыт наставничества стал очень интересным, и я с удовольствием помогаю детям открывать новые горизонты в мире права. Уже много лет я посещаю школы Новоалександровского района Ставропольского края с различными правовыми мероприятиями для детей. Это и классные часы, и тематические мероприятия для старшеклассников района, и дни правовой помощи детям.
С конца 2023 г. Адвокатской палатой Ставропольского края совместно с Юридическим институтом Северо-Кавказского федерального университета проводится конкурс учебных судов для школьников. Этот конкурс был изначально придуман адвокатами Санкт-Петербурга, а в последующем идея распространилась и на другие регионы России, и возможность поучаствовать в нём появилась у школьников из других субъектов РФ. Адвокаты Ставропольского края с энтузиазмом включились в подготовку старшеклассников для участия в конкурсе.
По условиям конкурса дети изучают материалы учебного дела, разработанного специально для конкурса, формируют свои позиции, которые они потом отстаивают на конкурсе, а адвокаты и юристы помогают им разобраться в основах законодательного регулирования по поставленным вопросам.
Первым учебным делом, с которым я пришла в Гимназию № 1 г. Новоалександровска, стало Дело о виртуальном мече. И я хорошо помню, как вопрос, на который должны были ответить дети, поставил меня в тупик. А звучал он так: «Был ли виртуальный меч чужим имуществом, которое можно похитить?» Пришлось самой консультироваться у своего сына-подростка о тонкостях владения оружием в компьютерных играх, а также погрузиться в авторское право, которое нечасто встречается в практике большинства адвокатов.
В 2024-2025-х годах этот конкурс также с успехом прошел в Ставропольском крае, он пользуется всё большей популярностью среди школьников.
Адвокаты из г. Санкт-Петербурга каждый год придумывают необычные учебные дела, разбираться в которых интересно и полезно не только детям, но и кураторам-адвокатам. Ведь чтобы объяснить ученикам 9-10-х классов какими нормами права регулируются те или иные отношения, какие аргументы по делу будут самыми сильными, а также ответить на массу возникающих у школьников вопросов, куратору необходимо самому углубиться в законодательные акты по предложенной теме, а также подобрать судебную практику.
Я участвовала в конкурсе учебных судов для школьников, как в качестве куратора команды, так и в качестве судьи конкурса. И в любой роли очень переживала за детей и радовалась их успехам, тому, как с каждым следующим туром они растут над собой. А после окончания очередного конкурса всегда приятно получать от своей команды обратную связь, когда дети благодарят за помощь и радуются новому опыту и полученным знаниям.
– Наталья Викторовна, спасибо за ваш рассказ о таком интересном проекте как конкурс учебных судов для школьников. Я знаю, что кроме этого вы участвуете еще в одном значимом проекте – «ДетиVправе». Расскажите, пожалуйста, о нем.
– Проект «ДетиVправе», является просветительским проектом, организованном Советом молодых адвокатов Адвокатской палаты Ставропольского края.
В рамках этого проекта адвокаты нашей палаты проводят просветительские мероприятия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассказывают об основах правовой системы в России, отвечают на вопросы, которые возникают у подростков.
Наши встречи проходят в форме онлайн-конференций, к которым одновременно подключаются несколько детских домов Ставропольского края и адвокаты-кураторы. При этом мы стараемся уйти от назидательности и в игровой форме рассказать ребятам о различных отраслях права, об истории адвокатуры, о видах ответственности предусмотренных действующим для несовершеннолетних за совершения правонарушений или преступлений.
Уверена, что полученные знания обязательно пригодятся нашим подопечным и не удивлюсь, если кто-то из них в будущем сделает выбор в пользу профессии юриста.
– Наталья Викторовна, только ли подростки, являются вашей целевой аудиторией? Как думаете с какого возраста уже можно говорить с детьми о праве?
– Я думаю, что начинать говорить с детьми о праве можно и в начальной школе и даже в детском саду. Важно только оценивать подготовленность детей той или иной возрастной категории к таким мероприятиям. И конечно готовиться самим очень тщательно.
Я, например, кроме работы с подростками и старшими школьниками, занимаюсь с детьми из начальной школы.
Благодаря встрече, организованной Адвокатской палатой Ставропольского края, я познакомилась с Аркадием Гутниковым, экспертом в области правового просвещения, организатором конкурса учебных судов из Санкт-Петербурга. И он поделился материалами программы «Первоклассный юрист», разработанной в сотрудничестве с Центром юридической практики при Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов «Невская».
Программа включает в себя пошаговый алгоритм для шести уроков в первом-втором классе начальной школы. Уроки проводятся в игровой форме, с разделением детей на малые группы, с использованием презентаций и просмотром видеороликов, ссылки на которые также есть в материалах программы.
Эти занятия нашли отклик в наших краевых школах, вызвали интерес не только у учителей и родителей, но и у самих ребят.
– О чем же можно поговорить с детьми в столь юном возрасте? Готовы ли они к пониманию правовых норм и ответственности?
– В ходе занятий мы обсуждали такие темы, как защита своих прав в суде, равенство и неравенство, важность создания единых правил для всех граждан, справедливость наказаний, а также способы разрешения конфликтов и ведения переговоров. Дети, как правило, принимают активное участие в дискуссии, задают тематические вопросы, связанные с предметом обсуждения на конкретном занятии.
На заключительном занятии мы даже организовываем для ребят упрощенный учебный суд, на котором каждый ребенок может на практике применить полученные знания и выступить с аргументами в защиту своей позиции.
По окончании наших встреч дети обычно самостоятельно делают выводы о том, что каждому гражданину полезно уметь грамотно отстаивать свои права, и о том, что юристом быть совсем не просто, так как в своей работе он должен руководствоваться законами и находить баланс интересов множества заинтересованных в деле лиц.
А я, каждый раз выходя из школы после таких уроков, испытываю просто невероятно позитивные эмоции. Самой большой наградой для меня является искренняя заинтересованность детей, их непосредственность в общении и горящие глаза. И после каждого занятия я просто физически ощущала прилив сил для своей дальнейшей адвокатской работы.
– Как вам кажется, что для детей было интересней всего в этих мероприятиях, которые вы проводите?
– Мне кажется, что интереснее всего для детей был именно неформальный подход к занятиям. В нашем общении я старалась максимально уходить от схемы: «я – учитель, они – ученики», и так заинтересовать их поставленной задачей, чтобы они сами придумали способ её решения и – решили! Уверена, что когда мои первоклашки подрастут, то я смогу организовать из них сильную команду для участия в очередном конкурсе учебных судов для школьников.
– Наталья Викторовна, и заключительный вопрос: что вы скажете нашим коллегам, идти или не идти в школы, уделять ли свое драгоценное время не только доверителям, но и тем, кто ими пока не стал – детям?
– Мой ответ однозначен: конечно, идти! Я уверена, что любой адвокатский проект, ориентированный на работу с детьми, обязательно будет иметь далеко идущие, положительные для формирования правового общества в России, последствия.
И конечно же хочу в очередной раз поблагодарить нашего вдохновителя, президента Адвокатской палаты Ставропольского края Ольгу Борисовну Руденко за то, что она всегда поддерживает адвокатов в создании просветительских проектов для детей и сама является для нас Наставником с большой буквы.
– Наталья Викторовна, спасибо вам за интервью. Я надеюсь, что Ваш пример, пример коллег из Адвокатских палат Ставропольского края и Санкт-Петербурга вдохновит еще многих и многих наших коллег на создание подобных просветительских проектов, чтобы наши дети – наше будущее развивались гармонично и имели представление как о своих правах, так и о своих обязанностях и возможной ответственности за свои поступки.
Коллеги, приглашаем вас рассказать о своих проектах. Поделиться планами и находками на страницах нашего журнала.
беседовала Колотильщикова Е.В.