Судебную экспертизу лишают коммерческой жилки
Вводится госмонополия на восемь видов экспертиз
«Исключительный» список
Государственная монополия на ряд судебных экспертиз впервые введена российскими властями. Распоряжением Правительства РФ от 16.11.2021 № 3214-р утвержден Перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями. Полномочия устанавливать такой список предоставлены кабмину июльскими поправками в закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
В «монопольный» перечень вошли восемь видов судебных экспертиз, фигурировавших и в проекте распоряжения, который выносился на общественное обсуждение в октябре и вызвал критические отклики в юридическом сообществе и среди негосударственных судэкспертов (об этом ниже). В итоговом документе скорректированы лишь формулировки назначения некоторых экспертиз, также вызывавшие нарекания у наблюдателей.
В список экспертиз, проводимых только государственными судэкспертными организациями, включены судебные строительно-технические и землеустроительные экспертизы (проводимые для определения рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и объектов землеустройства в рамках оспаривания или установления их кадастровой стоимости), а также судебные баллистические, взрывотехнические, психологические, психиатрические, пожарно-технические экспертизы, судебные экспертизы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ (проводимые по уголовным делам и при проведении проверок сообщений о преступлении).
Упреки в недобросовестности
С чем связано появление этого документа, Минюст России отчасти ответил в пояснительной записке к его проекту. Ведомство ссылалось на «указание Президента Российской Федерации В.В. Путина от 23.11.2019 № Пр-2393», во исполнение которого и предлагалось включить в «монопольный» перечень судебные строительно-техническую и землеустроительную экспертизы «по делам, связанным с оспариванием кадастровой стоимости строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, а также объектов землеустройства с целью совершенствования порядка установления рыночной стоимости объектов недвижимости в части проведения судебной экспертизы при оспаривании кадастровой стоимости».
Новый порядок призван «решить проблему, связанную с недобросовестностью негосударственных судебных экспертов при производстве судебных экспертиз по делам, связанным с установлением кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и земельных участков».
Другие виды экспертиз Минюст, похоже, предложил включить заодно в список в инициативном порядке – «одновременно… в целях получения достоверных доказательств при рассмотрении уголовных дел, при проведении проверок сообщений о преступлении…»
Поправки «в нагрузку»
Хотя указание главы государства, на которое ссылается ведомство, имеет реквизиты президентского поручения, в электронном банке поручений на сайте Кремля этот документ обнаружить не удалось.
Известно, что за два дня до издания указания, в День работника налоговых органов, Владимир Путин встречался с тогдашним главой ФНС России (а теперь премьером) Михаилом Мишустиным. В сообщении об этом президентской пресс-службы обсуждение темы имущественных налогов не фигурировало. Однако некоторые эксперты связывают нынешние шаги властей именно с реакцией на успешное оспаривание собственниками кадастровой стоимости недвижимости, что уменьшает налоговые поступления.
Упомянутые выше поправки, наделившие правительство правом устанавливать госмонополию на разные виды судебных экспертиз, для многих заинтересованных лиц стали полной неожиданностью. Их внесли в депутатский законопроект, который касался прав участников долевого строительства, уже при его подготовке ко второму чтению в июне этого года. После этого документ был стремительно принят.
Не возникнут ли очереди к экспертам?
В ходе обсуждения проекта «монопольного» перечня некоторые эксперты предрекали, что нововведение может существенно ограничить принцип состязательности процесса. «С учетом количества заявлений об оспаривании кадастровой стоимости существуют серьезные опасения, что государственные судебные эксперты просто не справятся с объемом работ, – подчеркивала старший юрист, руководитель практики Land Law Firm Ксения Ульянова. – А лица, заинтересованные в установлении кадастровой стоимости, равной рыночной, не будут иметь возможности предложить суду альтернативную независимую экспертную организацию для разрешения спора».
Значительную загруженность большинства государственных экспертных учреждений отмечали и участники дискуссии в «Российском адвокате» о проблемах судебной экспертизы с точки зрения прав защиты.
Впрочем, нельзя не признать, что к возможным очередям к государственным экспертам Минюст начал готовиться заранее, активизировав создание своих судебно-экспертных учреждений в регионах. В 2020 г. две лаборатории судебной экспертизы были открыты в Карелии и Оренбургской области. В июле 2021 г. вышло Распоряжение Правительства РФ о создании еще сразу 9 судебно-экспертных учреждений Минюста – они должны появиться до конца года в Московской, Липецкой, Белгородской, Псковской, Новгородской, Тверской областях, в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии – Алании и Республике Марий-Эл. После завершения оргмероприятий судебно-экспертные лаборатории Минюста будут присутствовать на территории 62 субъектов РФ.
Вот только хватит ли этого, чтобы полностью заместить коммерческих судебных экспертов в монополизированных видах экспертиз? Остается надеяться, что ноша, взваленная на государственную судэкспертизу, не окажется для нее непосильной.
Валерий ЖУКОВ