РАЗРУШИТ ЛИ РОССИЙСКИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ СЕМЬИ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО?

Дата: 29 мая 2024 г.

Принимая во внимание направленность законопроекта на защиту интересов семьи и несовершеннолетних граждан Российской Федерации, мы пригласили к его обсуждению адвокатов Прокофьева Илью Игоревича и Тютюнникову Екатерину Сергеевну

02 апреля 2024 года, после принятия в первом чтении, законопроекта № 474730-8 о внесении изменений в статью 25-6 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” и Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” включен в порядок работы Государственной Думы для приятия и внесения поправок, с последующим предъявлением к рассмотрению Государственной Думой во втором и третьем чтениях.

Совершенствование законодательства в нашей стране происходит регулярно и систематически. Только так можно соблюсти баланс интересов государства и защиту его граждан в изменяющемся мире от недобросовестных действий третьих лиц. Например, вариантом такой защиты может стать исключение возможности использования фиктивных браков и фиктивного установления отцовства для незаконного получения иностранными гражданами или лицами без гражданства в льготном порядке гражданства нашей страны, с целью получения материальных и иных выгод.

Согласно действующему законодательству, иностранному гражданину может быть выдано разрешение на временное проживание, если он состоит в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в Российской Федерации, субъекте Российской Федерации, в котором расположено место жительства его супруга (супруги), являющегося гражданином РФ (пп.4 п.3 ст.6 Федерального закона №115-ФЗ). Как было выявлено в ходе статистических исследований, проведенных МВД России, данная норма является одним из самых простых способов получения иностранными гражданами законного миграционного статуса с дальнейшей перспективой получения вида на жительство и гражданства РФ.

Вторым по популярности у иностранных граждан и лиц без гражданства способом легализации на территории нашего государства с ноября 2019 года является усыновление несовершеннолетних граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в России (пп.4 п.2ст.8 Федерального закона №115-ФЗ).В этом случае, государственная регистрация установления отцовства происходит на основании совместного заявления иностранного гражданина и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка. При этом «отцами» в этих случаях являются иностранные граждане и лица без гражданства не желающие исполнять обязанности родителя, установленные законодательством Российской Федерации: заботиться о ребенке. Принимать участие в его воспитании и содержании, а по сути желающие всего лишь получить в упрощенном порядке вид на жительство или гражданство нашей страны.

Судами Российской Федерации за период с 2020 года по искам прокуроров, предъявленным в защиту интересов несовершеннолетних, неоднократно пресекались такие попытки и выносились решения об аннулировании записи акта об установлении отцовства (решение Псковского городского суда от 01 ноября 2021 года по делу №2-1982/2021, решение Ачинского городского суда от 15 июля 2020 года по делу №2-2243/2020 и др).

Так снизит ли риски въезда в страну потенциальных правонарушителей принятие обсуждаемого законопроекта или наоборот, усложнит жизнь всем интернациональным семьям?

«По данным компетентных органов и ведомств, ужесточение миграционного законодательства в РФ обусловлено возросшим количеством преступлений, совершенных мигрантами, говорит заместитель председателя Московской коллегии адвокатов “Центрюрсервис”, адвокат Прокофьев Илья Игоревичименно поэтому одной из новых инициатив в данной сфере стала идея о введение запрета на получение права на проживание в РФ иностранных граждан, которые заключают, в том числе с этой целью, фиктивные браки с гражданами России.

Данные факты действительно имеют место быть, и эта проблема не является новой. Однако до настоящего момента миграционное законодательство не предусматривает такого основания для, например, депортации или лишения гражданства тех лиц, брак которых будет признан фиктивным.

Насколько действенной мерой станут предлагаемые изменения в случае их принятия, безусловно покажет время. Однако эффективность данного института вызывает сомнения, как минимум, по причине сложности процедуры признания брака фиктивным.

Следует напомнить, что недействительным по основанию фиктивности, брак может быть признан в том, случае, если он заключался без цели создания семьи.

При этом истец, которым по данной категории дел может выступать либо прокурор, либо супруг, не знавший о фиктивности брака, должен будет доказать, что в данном браке действительно не создавалась семья, не велся совместный быт, отсутствовал совместный бюджет, траты и иные признаки классического в общем смысле этого слова брака.

Очевидно, что предмет доказывания является довольно сложным, а судебные процессы по таким делам быстро не проходят, что наводит на мысль о том, что даже в случае принятия новой инициативы ее эффективность высокой не будет».

«В обсуждаемом законопроекте речь идет об оформлении разрешения на временное проживание в России. При его принятии в существующей редакции иностранному гражданину необходимо будет не менее двух лет состоять в браке с гражданином РФ, – подхватывает тему адвокат АП г. Москвы, Тютюнникова Екатерина Сергеевна – и для получения вида на жительство подтверждать факт совместного проживания с супругом (или супругой) и ребенком (гражданами РФ) на протяжении этого периода необходимо будет в судебном порядке. Данные меры являются следствием усиления контроля за миграционной политикой в России.

На сегодняшний день, действующим законодательством предусмотрено, что в обычном порядке возможно получить разрешение на временное проживание в России только в рамках установленных в регионах квот, а, чтобы не быть зависимым от квоты возможно заключить брак с гражданином России.

Усиление мер контроля со стороны государства также очевидно связано с возросшей активностью по организации незаконной миграции, через реализацию платной для мигрантов услуги «заключение фиктивного брака». Уже имеются уголовные дела, завершившиеся привлечением к уголовной ответственности таких организаторов.

Не соглашусь с теми, кто считает, что под подозрение попадут все интернациональные семьи. На мой взгляд, принятие законопроекта приведет к дополнительному контролю за лицами, которые хотят оформить гражданство вне установленных квот».

В любом случае, как будут развиваться события покажет время. Ждем принятия закона.

Материал подготовила Колотильщикова Е.В.