Проведите чек-ап своего сайта

Дата: 12 октября 2022 г.

ФПА выпустила специальные Рекомендации

Татьяна ПРОЦЕНКО, член Совета Федеральной палаты адвокатов РФ

Любая профессиональная деятельность должна быть представлена в интернете, причем не только на страницах социальных сетей (персональные страницы или страницы организаций), но и на самостоятельном ресурсе – веб-сайте.

Чтобы доказать этот тезис, обратимся к открытой статистике (данные из отчета Digital 2022 Global Overview): в начале 2022 года население РФ составило 145,9 миллиона человек, из которых 129,8 миллиона являются интернет-пользователями. Интернет стал вторым по популярности способом поиска продуктов и услуг после ТВ-рекламы: 84,3% пользователей выходят в сеть именно с целью поиска информации, а не только пообщаться в социальных сетях.

И еще некоторые цифры, полученные через сервис Wordstat.Yandex. В отечественном поисковике за месяц «консультацию юриста» ищут примерно 150 тыс. раз, «юридическую помощь» – 105 тыс. раз, а запросы со словом «адвокат» встречаются почти 2 млн раз! Конечно, помимо уголовной защиты и представительства в суде ищут сериалы и новости шоу-бизнеса… Но все-таки бессмысленно отрицать, что интернет – это один из самых действенных инструментов для информирования потенциальных доверителей. Даже если защитника находят по рекомендации знакомых, сведения о нем все равно перепроверяют в интернете.

Собственно, адвокаты давно «в теме». Поэтому скорее перейдем от теории к практике.

***

Сайт адвоката должен представлять его в выгодном свете, подчеркивать его высокий статус, квалификацию, раскрывать все знания и навыки. И вот здесь очень важно в погоне за тем самым «выгодным светом» не допустить ошибок и нарушений как профильного адвокатского закона, так и норм адвокатской этики.

Часто изготовлением и поддержанием работы сайтов занимаются специалисты, не знакомые с законодательством, регулирующим адвокатскую деятельность, поэтому все их решения подчинены правилам цифрового пространства, продвижения в сети, маркетинга. Оттого на адвокатских сайтах можно встретить характеристики адвоката в превосходных степенях (лучший, самый известный, самый высокопрофессиональный и т.п.), встречаются различные количественные характеристики, как правило не соответствующие действительности (100% выигранных дел, не проиграл ни одного дела и т.п.). И совсем уж недопустимые предложения потенциальным доверителям о возможности незаконного способа разрешения их проблем. Иногда они прямо указаны как «бывший судья/следователь/прокурор благодаря своим связям добьюсь нужного результата». Иногда более завуалированно, как, например, «бывший следователь, знаю все руководство СК» – которые прямо не предлагают незаконных действий адвоката, но вызывают у потенциального доверителя ожидания именно таких, незаконных действий.

Подчеркну, что зачастую делается это не самим защитником, а разработчиком сайта, пиар-менеджером или маркетологом. Адвокат просто не проконтролировал размещение той или иной информации, не проанализировал опубликованные фразы и предложения, поддался на заверения – «это так работает в интернете».

Еще один важный аспект в создании и ведении сайта, о котором часто забывают, – защита персональных данных. Между тем законодательство об охране персональных данных предусматривает достаточно серьезные санкции за его нарушение.

По причине всего вышесказанного считаю недавние Рекомендации по ведению сайта адвокатского образования и персонального сайта адвоката особенно актуальными. Не дублируя содержание профессионально-этических правил, Совет ФПА РФ предлагает четкие инструкции, которые помогут избежать наиболее типичных ошибок. Даны и практические советы по оптимальному размещению сведений на сайте, SEO-продвижению, наполнению информацией, созданию наиболее востребованных разделов и страниц. В документе также даются примеры интернет-проектов. Это, конечно же, не означает, что все адвокатские сайты обязаны изготавливаться по одному представленному шаблону – творчество web-дизайнеров никто не ограничивает. Однако приведенные интернет-страницы позволяют сориентироваться специалистам относительно специфики и требований именно к сайтам адвокатов и адвокатских образований.

Коллеги, предлагаю всем без исключения ознакомиться с Рекомендациями.