Ни намека на религию!
Символы на адвокатском знаке с точки зрения геральдики
Александр ОНУЧИН, адвокат АП Пермского края, основатель и первый президент Межрегиональной ассоциации генеалогов-любителей
Как специалист, занимающийся отечественной геральдикой, фалеристикой и русской антропонимикой, я не мог остаться в стороне от дискуссии, инициированной адвокатом Тимуром Идаловым. Коллега посчитал, что обнаружил на адвокатском знаке «христианский символ» (крошечный крест, венчающий императорскую корону), и предлагает заменить его на «нейтральный», не несущий «религиозной нагрузки».
Однако специалисты по геральдике знают, что как только изображение становится частью герба или имя нарицательное (апеллятив) становится именем собственным, они утрачивают свое первоначальное значение.
Для примера: связывать пятиконечную звезду в российских гербах с исламом так же непродуктивно, как выводить особенности личности из имени собственного: русское имя Александр, как и арабское Искандер, конечно же, восходят к древнегреческому имени Александрос, в основание которого легли слова «защитник» и «муж», но далеко не все Александры и Искандеры в жизни являются защитниками по профессии или по увлечению.
В геральдике имеется понятие «ранговая корона», как правило, оно означает титул владельца герба. Естественно, что в геральдике изображение короны носит во многом условный характер. Так, помещение княжеской шапки на гербах Рюриковичей, утративших княжеский титул, лишь указывает на отдаленное родство с князьями Рюриковичами, но никак на право носить княжеский титул и именоваться «Ваше сиятельство». Короны светлейших князей, княжеские шапки на гербах дворян, которым эти титулы были пожалованы монархами, не означают реального владения этим княжеством: князь Италийский, светлейший князь Смоленский, герцог Ижорский…
Еще проще обходились с религиозными символами и коронами в самих гербах. Полумесяцы, звезды составляют неотъемлемую часть гербов российских дворянских родов, и не только тех, чье происхождение из «татар» или «орды» было лишь данью «моде» соответствующих веков.
Вспомните строки А.С. Пушкина «вчерашний раб, татарин, зять Малюты…»: генеалоги (специалисты по истории дворянства) знают, что никаким «татарином» герой трагедии Борис Годунов не был.
Да что далеко ходить! Первое письменное упоминание о роде Онучиных встречается под 1556 годом в Лаврентьевской летописи: «Того же году прислалъ къ государю з Дону постелничей его и воевода Игнатей Михайловичъ Вешняковъ съ товарищи Булгака Онучина, а писалъ съ нимъ къ государю, что шли въ Крымъ Ногайские мырзы Араслановы братья, Тиналей мырза з братьею…»
На основании тюркского происхождения апеллятива, который лег в основу русского мирского имени Булгак, казанские любители истории сделали смелый вывод о татарском происхождении казанских Онучиных (тех самых, что в опричнину были сосланы из Москвы в Казань да там и остались, а к дочери одного из них явилась Богородица и указала, где хранится ее образ, ставший затем национальной святыней, но это уже другая история).
25 ноября 1741 г. императрица Елизавета Петровна при помощи роты гвардейцев Преображенского полка совершила государственный переворот.
31 декабря 1741 года императрица щедро наградила лейб-компанцев поместьями, недворян возвела в потомственное дворянство, присвоила им особую форму одежды и сама приняла звание капитана лейб-компании.
Тем же указом Ивану Онучину был дарован особый герб. Я бы не стал об этом вспоминать, если бы в гербах (на щитах и на наметах над щитами) ВСЕХ лейб-компанцев не присутствовали три серебряные пятиконечные звезды (символ ислама), а левая сторона герба Ивана Онучина не содержала в зеленом поле (символ ислама) серебряную необнаженную шпагу.
В Российской империи почти все ордена были учреждены в память православных святых: Андрея Первозванного, Александра Невского, равноапостольного князя Владимира, великомученика и победоносца Георгия, Анны и даже католического Станислава.
Был еще орден Белого орла, который отсылал к присоединенной вместе с её орденами Польше.
С августа 1844 г. на наградах, которые вручались подданным не христианского вероисповедания, изображения христианских святых и их вензелей (на орденах Св. Георгия, Св. Владимира, Св. Анны и т.д.) были заменены государственным гербом Российской империи — двуглавым орлом. Возможно, это было сделано для того, «чтобы при удостоении азиатцев [в дальнейшем всех нехристиан] к наградам, всегда означаемо было вероисповедание их».
Но при этом не христиане продолжали носить кресты, так как крест в европейских орденах – основной орденский знак, а на Государственном гербе Российской империи была целая россыпь крестов (три над головами орла, один на скипетре, один на державе, один на цепи ордена Св. Андрея Первозванного). А только на одном кресте (!) ордена Св. Станислава было пять императорских гербов (с полным комплектом крестов на них).
Между тем награжденные орденом в военное время за храбрость высказывали недовольство, что им вручали ордена Св. Георгия (для офицеров и генералов) и его кресты (для нижних чинов) без изображения «джигита», как они называли Св. Георгия.
С принятием нового статута Военного ордена в 1913 г. на ордена Святого Георгия и Георгиевские кресты были возвращены изображения всадника, поражающего дракона, и его вензеля.
Не лишним будет упомянуть и то, что в советский период гербы и ордена содержали формально исламскую эмблему – пятиконечную звезду.
После краткого исторического экскурса вернемся к знаку адвоката.
Нагрудный знак присяжного поверенного был утвержден Временными правилами внутреннего распорядка в судебных установлениях, принятыми Государственным советом 22 января 1866 г. Изображение знака высочайше утверждено 31 декабря 1865 г. императором Александром II на основании представления министра юстиции России Н.И. Замятина и решения Государственного совета. Согласно Временным правилам «знак изготовлялся из серебра, с изображением герба судебного ведомства, окруженного дубовым венком».
Особое отличие знака адвоката от других знаков Министерства юстиции заключалось в том, что на рисунке, утвержденном Александром II в приложении № 42846 к тому XL отделения 2 Полного собрания законов Российской империи, левая часть венка выполнена из листьев дуба, а правая – из листьев лавра (Игорь Бушманов // https://www.advgazeta.ru/arhivnye-zapisi/znaki-otlichiya-rossiyskogo-advokata).
Заметим, что никто из присяжных поверенных не христиан тогда не поднимал вопрос о религиозности знака.
VII Всероссийский съезд адвокатов в ознаменование 150-летия начала деятельности российской присяжной адвокатуры учредил нагрудный Знак российских адвокатов.
Согласно положению, утвержденному решением Совета ФПА РФ от 17 сентября 2015 г. (протокол № 2), основу знака представляет овальный рельефный венок из металла серебристого цвета, состоящий с одной стороны из лавровых ветвей с листьями и зёрнами, с другой стороны – из дубовых ветвей с листьями и желудями; концы ветвей под колонной перевязаны лентой с бантом. Поверх основы на Знаке расположено накладное изображение из металла золотистого цвета «Столп Закона» – рельефная дорическая колонна на основании из трех ступеней; на высоте в 2/3 от основания колонны прямоугольник с надписью «ЗАКОНЪ»; на одноступенчатой капители колонны расположена императорская корона.
Как видно, учреждая Знак и его внешний вид, ни Всероссийский съезд адвокатов, ни Совет ФПА РФ не придавали адвокатскому символу и его составным частям какого-либо религиозного значения, а следовали нормам сложившейся государственной геральдической традиции, где орел увенчан тремя императорскими коронами (три креста), а скипетр и держава – одним крестом каждый, безо всякого религиозного подтекста.