Наставник – это не начальник
Как из начинающих адвокатов сделать партнеров
Эдуард Машков, адвокат АП Брянской области, управляющий партнер АБ «Машков и Ютел»
В статье «Трудности первых трех лет работы адвоката», опубликованной на интернет-ресурсе «Российский адвокат», адвокат АП Нижегородской области Вреж Гулян поднял проблему становления адвоката в начальный период профессиональной деятельности. По мнению автора, наряду с нехваткой профессионального опыта и сложившимся обвинительным уклоном в судебной практике начинающие адвокаты в первые годы своей трудовой деятельности сталкиваются с ошибочностью своих оценок практически во всех направлениях: от взаимодействия с доверителем до формирования позиции и полноты принятия ответственности по защите интересов доверителей.
Миссия куратора
Среди адвокатов существуют разные мнения относительно целесообразности формирования института наставничества. Я придерживаюсь позиции о безусловной необходимости стажировки и наставничества в адвокатуре.
Несомненно, любая профессиональная деятельность скудна без самосовершенствования, а в случае адвокатуры – безуспешна, поскольку адвокатская деятельность имеет специфику, связанную не только с юридическими знаниями и навыками, но также с психологическими аспектами и этическими тонкостями. Наличия стажа работы в юридической сфере, как правило, недостаточно для качественного исполнения взятых на себя обязательств начинающими адвокатами, нужно что-то большее. И именно в этом, большем должны помочь разобраться адвокаты-кураторы и наставники, способные в процессе стажировки не только научить начинающих адвокатов оперировать знаниями и навыками, соблюдая при этом основные моральные принципы адвокатской профессии, но и воспитать уважение к адвокатуре.
Партнерский дух
Будучи управляющим партнером адвокатского бюро, считаю, что любое адвокатское образование без формирования наставничества и стажировки в долгосрочной перспективе ущербно. Преждевременная самостоятельность начинающих адвокатов может привести к утрате ценностей корпорации, ее коррозии как единой системы, направленной на обеспечение конституционных прав граждан в получении квалифицированной юридической помощи. Неслучайно законодатель обусловил право самостоятельной деятельности адвокатов в адвокатских кабинетах наличием стажа от трех лет.
Опыт формирования партнеров из бывших стажеров и продолжения наставничества с каждым начинающим адвокатом позволяет делать выводы об эффективности этого института для формирования профессионального коллектива. Во-первых, он позволяет добиваться повышения профессионального уровня и навыков у всех стажеров и адвокатов, вовлеченных в систему наставничества, в том числе и у меня самого. Во-вторых, усиливается мотивация для повышения профессионального статуса, снижается риск профессионального выгорания и укрепляется партнерский дух. И наконец, формируются коллективные ценности, прививается любовь к адвокатуре.
Надуманные проблемы
Некоторые коллеги указывают на сложности с оформлением трудовых отношений со стажером и сохранением адвокатской тайны, в которую будет посвящен стажер, а в последующим и адвокат-наставник. Полагаю, что эти проблемы в значительной степени надуманны. Аналогичную точку зрения высказывала в публикации в АГ от 17 мая 2018 г. и член Квалификационной комиссии Палаты адвокатов Нижегородской области, руководитель стажировки Валерия Грачёва.
Так, основными задачами стажировки являются приобретение стажером профессиональных знаний и практических навыков, необходимых для самостоятельного осуществления адвокатской деятельности, и подготовка к сдаче квалификационного экзамена. Соответственно трудовой договор со стажером должен рассматриваться куратором как трудовой и ученический (ст. 57 и 199 ТК). При этом куратор должен дать стажеру практический опыт работы и обеспечить профессиональное обучение в порядке, установленном Стандартом профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов.
В адвокатском кабинете могут возникать технические затруднения с оформлением трудовых отношений со стажером из-за необходимости ведения бухгалтерской отчетности по выплате заработной платы, перечислению страховых взносов. У адвокатских образований, зарегистрированных в форме юридических лиц, эта проблема отсутствует ввиду наличия в их штате бухгалтера.
Не создавать конкурента?
Другая сторона вопроса. Учить – значит передавать накопленные знания и навыки, вкладывая их в нового члена адвокатского сообщества. А ведь многие адвокаты считают, что наставничество – не что иное, как создание конкурентов, и это вызывает у них боязнь оказаться невостребованными.
Здесь невольно вспоминается один из выпусков «Тараборщины» с участием Бориса Анатольевича Золотухина, который говорит о том, что адвокатура – это не один человек, обладающий определенным статусом, это вся корпорация, где каждый несет ответственность за всех. И если мы хотим создать крепкое юридическое сообщество, мы не можем не учить. Для наставничества нужны душевная щедрость и готовность жертвовать драгоценным временем.
Мы должны дать кандидату в адвокаты уверенность в том, что благодаря доверительным отношениям с куратором он и после получения статуса адвоката в сложной профессиональной ситуации сможет обратиться за помощью к наставнику, это обязательный элемент крепкого устойчивого сообщества. Некоторые наши коллеги утратили ощущение силы в сообществе, что, безусловно, ослабляет адвокатуру. Между тем единство нужно адвокатуре для достижения профессиональных целей и задач. Именно таким образом мы сможем осуществить социальную функцию адвокатуры в обеспечении конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
Полезный вызов
Подводя итог, подчеркну, что подходить к процессу наставничества и стажировки формально и «спустя рукава» недопустимо. Не нужно забывать, что знания и умения наставника не безграничны и для обеспечения непрерывности наставничества куратору самому необходимо заниматься саморазвитием в ходе интенсивного обмена информацией с начинающим адвокатом. Наставник должен обладать достаточным профессиональным опытом, коммуникативными и административными навыками, уметь находить подход к людям, а также планировать, организовывать и контролировать выполнение работ, при этом анализировать результаты.
Эффективность наставничества напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между наставником и начинающим адвокатом. Важно помнить, что наставник – это не начальник, только отношения на принципах равенства приведут к достижению целей наставничества, в ином случае это влечет непонимание задач, утрату позитивного восприятия наставничества и, как следствие, потерю интереса к работе начинающими адвокатами.