Совет палаты разъяснил, обязан ли давать подписку о неразглашении адвокат свидетеля

Дата: 5 июня 2023 г.

Совет Адвокатской палаты Новосибирской области утвердил разъяснения относительно дачи адвокатами подписки о неразглашении данных предварительного следствия. Документ, среди прочего, отвечает на вопрос, обязан ли давать такую подписку адвокат, оказывающий юридическую помощь свидетелю в уголовном судопроизводстве.

Как отмечает Совет АП НСО, согласно п. 58 ст. 5 УПК РФ участниками уголовного судопроизводства являются лица, принимающие участие в уголовном процессе, круг которых исчерпывающе перечислен в разделе II УПК РФ «Участники уголовного судопроизводства». Раздел II, кроме участников уголовного судопроизводства в качестве суда, сторон обвинения и защиты, также содержит перечень иных участников уголовного судопроизводства, к которым отнесены свидетель, эксперт, специалист, переводчик и понятой (глава 8).

Адвоката, который оказывает юридическую помощь свидетелю, в этом перечне нет.

Как указано в п. 3 ч. 6 ст. 56 УПК РФ, свидетель не вправе разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 настоящего Кодекса.

Таким образом, уголовно-процессуальный закон определенно регулирует возможность получения у свидетеля подписки о неразглашении данных предварительного расследования.

Рассматривая такую же процессуальную обязанность у адвоката свидетеля, следует исходить из буквального регулирования его процессуального статуса, учитывая при этом, что аналогия процессуальных обязанностей в уголовном процессе не допустима.

В соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ свидетель вправе являться на допрос с адвокатом, который на основании ч. 5 ст. 189 настоящего Кодекса допускается на допрос, присутствует на нем и пользуется теми же правами, предусмотренными ч. 2 ст. 53 Кодекса, что и у защитника.

Часть 2 ст. 53 УПК РФ предусматривает право адвоката в рамках оказания юридической помощи своему доверителю при производстве следственного действия давать ему краткие консультации, задавать вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия. Указанное право дополняется правом адвоката свидетеля, предусмотренном ч. 5 ст. 189 УПК РФ, по окончании допроса делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля.

Кроме того, следует отметить, что адвокат свидетеля кроме участия в следственных действиях, проводимых с его доверителем, и наделением в связи с этим указанными выше полномочиями по защите его прав, не имеет иных полномочий в уголовном процессе, например, таких, как ознакомление с отдельными процессуальными документами или результатами других следственно-процессуальных действий, а также с материалами уголовного дела.

Таким образом, определяя наличие у адвоката свидетеля процессуальной обязанности давать подписку о неразглашении данных предварительного расследования и исходя из системного единства базовых уголовно-процессуальных норм, устанавливающих процессуальные обязанности адвоката свидетеля, следует прийти к выводу, что действующее уголовно-процессуальное законодательство, регулирующее процессуальный статус адвоката, приглашенного свидетелем, не возлагает на него запрета на предание гласности данных предварительного расследования, ставших ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу.

Следовательно, резюмирует Совет АП НСО, закон не предусматривает прямо и не предполагает косвенно применение в отношении адвоката свидетеля подписки о неразглашении данных предварительного расследования и исключает всякую основанную на законе возможность предупреждения его об ответственности за предание гласности данных предварительного расследования.

Отказ адвоката дать подписку о неразглашении данных предварительного расследования не является отказом от защиты, а также не может быть основанием для отвода, обстоятельства для которого исчерпывающе определены ч. 1 ст. 72 УПК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 18 КПЭА адвокат, действовавший в соответствии с разъяснениями Совета адвокатской палаты относительно применения положений настоящего Кодекса, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.



Открыт прием заявок на участие в традиционном турнире SERVUS LEGIS

Дата: 2 мая 2024 г.

01 июня 2024 года Федеральная палата адвокатов РФ, Адвокатская палата Московской области совместно с несколькими коллегиями проведут традиционный юридический турнир SERVUS LEGIS в формате известной телевизионной интеллектуальной игры. Турнир приурочен ко Дню российской адвокатуры.

Цель Турнира — популяризация правовых знаний, развитие профессиональной культуры мышления и укрепление деловых связей в юридическом сообществе России.

К участию приглашаются команды адвокатских образований и юридических фирм, правовые департаменты компаний и студенты юридических факультетов.  Подача заявок: https://apmo.ru/novosti/soobshchaem-o-nachale-podachi-zayavok-na-uchastie-v-x-yuridicheskom-turnire-servus-legis/