Минюст ставит заслон против «договорных» судебных экспертиз

Дата: 1 декабря 2022 г.

Минюст России представил проект Распоряжения Правительства РФ о расширении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями (далее – перечень видов экспертиз).

Документом предлагается дополнить перечень видов экспертиз разделами IV–VI: «IV. Судебные экспертизы по уголовным делам, судебные экспертизы при проверке сообщений о преступлениях, связанных с проявлением терроризма и экстремизма», «V. Судебные экспертизы по делам об изменении гражданско-правового статуса гражданина (о признании недееспособным, дееспособным, ограниченно способным)» и «VI. Судебные экспертизы по уголовным делам, судебные экспертизы при проверке сообщений о преступлениях, связанных с нецелевым расходованием и хищением бюджетных денежных средств, неуплатой налогов и сборов и природными ресурсами».

Как указывают разработчики проекта, в настоящее время для производства судебных экспертиз о преступлениях, связанных с проявлением терроризма и экстремизма, в государственных судебно-экспертных организациях разработано методическое обеспечение, государственными экспертами унифицированы основы производства лингвистической и психолого-лингвистической экспертиз по указанной категории дел.

В то же время, по мнению Минюста, привлекаемые для производства лингвистической и психолого-лингвистической экспертиз материалов экстремистской и террористической направленности негосударственные эксперты, включая известных ученых в сфере фундаментальной науки, «не обладают должной профессиональной подготовкой в конкретной достаточно специфичной области знания».

Также отмечается, что различия в выводах государственных и негосударственных экспертов по рассматриваемой категории дел нередко становятся предметом не профессиональной дискуссии, а переводятся в политическую плоскость.

Необходимость проведения судебно-психиатрических экспертиз по гражданским делам по заявлениям об изменении гражданско-правового статуса гражданина (о признании гражданина недееспособным, дееспособным, ограниченно дееспособным) исключительно в государственных судебно-экспертных организациях мотивируют теми доводами, что в этих учреждениях судебно-психиатрические экспертизы проводятся на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов; организован контроль за соблюдением требований к проведению экспертного исследования, в том числе его объективности, всесторонности, возможности проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Включение в перечень видов экспертиз раздела VI судебной экономической экспертизы (финансово-экономическая, финансово-аналитическая, налоговая экспертизы) объясняют тем, что «организации, учитывая возможность договорного исхода с преднамеренными выводами экспертизы в пользу организации, имеют право ходатайствовать о назначении в негосударственные судебно-экспертные учреждения, которые, в свою очередь, могут занижать возможный ущерб государству, сумму недополученных в бюджет государства налогов».



В Москве прошёл VIII Всероссийский юридический форум

Дата: 24 сентября 2024 г.

18 сентября в Москве прошел VIII Всероссийский юридический форум, организованный компанией “Гарант”. В нем приняли участие более 26 тыс юристов со всей страны. Информационными партнёрами форуму традиционно выступили Гильдия российских адвокатов, Международная ассоциация русскоязычных адвокатов, Российский университет адвокатуры и нотариата имени Г.Б. Мирзоева, журнал «Российский адвокат».

На мероприятии выступили ведущие эксперты в области права, разработчики законов, известные и авторитетные правоведы России. Среди них – председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству П.В. Крашенинников, авторы учебников по гражданскому праву и других многочисленных научных трудов, д. ю. н. Е.А.Суханов и В.В. Витрянский, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ В.В. Чубаров, эксперт в области корпоративного права и автор учебника по нему, д. ю. н. И. А. Шиткина и др.

Одна из секций на форуме была посвящена актуальным проблемам правового регулирования вещных прав на недвижимость. В ходе дискуссии руководитель аппарата Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству И. Б. Миронов анонсировал ряд изменений, которые планируется внести в российское законодательство. Это поправки в Земельный и Градостроительный кодексы, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ ” О кадастровой деятельности”, Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” и др.

Так, эксперт рассказал о намерении законодателей ввести обязательное нотариальное удостоверение для всех договоров дарения недвижимости. В том числе тех, что заключаются между близкими родственниками. 18 сентября Госдума приняла в I чтении законопроект № 498499-8 “О внесении изменения в статью 574 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации”, которым вводится обязательное нотариальное удостоверение договоров дарения недвижимого имущества. Но пока в нем в качестве исключений указаны случаи, когда даритель и одаряемый являются супругами или состоят друг с другом в близком родстве: родители и дети, дедушки, бабушки и внуки, братья и сестры.

И.Б. Миронов отметил, что указанная инициатива рассматривалась в Совете при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Там считают, что брак или близкое родство сами по себе не исключают нарушения имущественных интересов дарителя в результате обмана или введения его в заблуждение. “Напротив, особое доверие дарителя к одаряемому, который является его супругом или близким родственником, делает дарителя в таких ситуациях еще более уязвимым и менее бдительным и осторожным”, – подчеркивается в заключении на проект. Поэтому предлагается распространить обязательную нотариальную форму на любые сделки дарения жилых помещений, но подумать над льготами по оплате соответствующей услуги для малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Будущие изменения коснутся и индивидуального жилищного строительства. Поправки инициированы Росреестром на основе анализа ситуации на рынке ИЖС. На практике дома часто строятся и используются по назначению, но не ставятся на кадастровый учет и права на них не регистрируются. Для собственников таких объектов предлагается ввести обязанность их госрегистрации после завершения строительства.

Однако введение отдельной ответственности за игнорирование этой обязанности пока не предусматривается. Предполагается, что за нарушение будут применять уже действующие санкции по ст. 19.21 КоАП РФ. Штрафы для граждан составляют 1,5-2 тыс. руб., а для юрлиц – до 40 тыс. руб.

Вторая мера призвана предотвратить практику использования объектов ИЖС в качестве нелегальных магазинов, туристических объектов, ремонтных мастерских, гаражей и т. п. Для этого планируется дополнить норму Земельного кодекса об использовании земельного участка по целевому назначению положением о необходимости обязательного учета и вида разрешенного использования земельного участка. “Это позволит более жестко применять меры государственного воздействия в тех случаях, когда земельный участок используется не в соответствии с его видом разрешенного использования”, – отметил спикер.

Следующий блок изменений касается долевого строительства. Сейчас закон предоставляет застройщику право обратиться за регистрацией права собственности участника ДДУ после того, как объект построен и сдан. Но, как показывает практика, это право далеко не всегда реализуется застройщиками. Чтобы наладить этот процесс и, в том числе повысить достоверность сведений государственного реестра, ускорить процесс внесения сведений в него, предлагается обязать застройщика обращаться за госрегистрацией в тех случаях, когда объект передан по акту приема-передачи участнику долевого строительства. Причем это будет касаться госрегистрации любого объекта, созданного застройщиком, независимо от наличия ДДУ. Но сроки реализации этой обязанности будут разные: для объектов по ДДУ – месяц, а для остальных объектов – полгода.

Кроме того, в ближайшем будущем взаимодействие Росреестра с юрлицами должно перейти полностью в электронный формат. Это не коснется подачи гражданами документов в бумажном виде. А для садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ, гаражных, жилищных и иных кооперативов, ТСЖ и т. п. будет предусмотрен переходный период до 1 января 2026 года. Остальные организации должны будут подавать документы в Росреестр только в электронном виде.

Есть планы и по корректировке норм о гаражной амнистии, предоставляющей гражданам возможность оформить права на гаражи и землю под ними, даже не имея документов о предоставлении земельных участков для строительства гаражей. Предполагается распространить этот механизм и на многоуровневые гаражи, которые блокированы общими стенами с другими гаражами. Сейчас в Федеральном законе от 5 апреля 2021 г. № 79-ФЗ упоминаются только одноэтажные гаражи блокированного типа.

В числе планируемых поправок – введение обязательного уточнения места нахождения границ земельного участка. Такая мера призвана повысить защиту собственников земельных участков в случае возникновения споров об их границах. Она же должна снизить нагрузку на суды.