Дресс-код адвоката: бабочка или галстук?

Дата: 12 мая 2020 г.

In nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti. Amen [1]

Доброго времени суток, уважаемые коллеги!

Представленную вашему вниманию статью я написал потому, что сегодня меня интересует немаловажный вопрос: какой, в сущности, должен быть деловой стиль адвоката? Давайте попробуем в этом разобраться.

Адвоката, по моему глубокому убеждению, должны отличать сдержанность, опрятность и отсутствие экстравагантности. Положительному имиджу, конечно же, способствует деловой стиль. Но должен ли он быть таким же, как у всех, или как-то обособляться в связи особым назначением профессии?

Деловой стиль в обычном мире – это строгий костюм, галстук-самовяз и отсутствие «кричащих» аксессуаров. Наверное, это и правильно, что представители деловой среды определенным образом позиционируют себя, отделяя от обычного люда.

При вдумчивом рассуждении на память приходят некоторые мысли присяжного поверенного Л. Владимирова: «Защита есть свет и тепло в безутешном зале нынешней жестокой юстиции». И действительно, адвокат – это не судья и не прокурор. У него другая миссия. Какая?

«Адвокат, – говорит Молло, – это духовник своего клиента». Какое глубокое наблюдение! Профессия адвоката сродни и служению священника, и профессиям врача и воина. Каждая из этих категорий людей имеет, кстати, свою униформу. Белый халат есть символ чистоты и непорочности, черная ряса священника и черная мантия судьи – символы беспристрастия, отрешенности от мирских страстей.

Униформу имеют и чиновники, и бизнесмены, и мы в повседневности это регулярно наблюдаем. Адвокат, конечно же, принадлежит к деловому кругу людей, но он не чиновник и не бизнесмен.

Сегодня я бы хотел обратить ваше внимание на такой важный атрибут одежды адвоката, как галстук-бабочка, и поделиться с вами, дорогие друзья, своими мыслями о том, чем этот атрибут прекрасен и почему он соответствует духу такого благородного института, как адвокатура.

Галстук-бабочка был очень распространен в присяжной адвокатуре в прошлом. В нем на многих фотографиях запечатлены Ф. Плевако, В. Спасович, К. Арсеньев и ряд других известных адвокатов. Сегодня деловые люди – адвокаты «бабочку» не носят. Бытует мнение, что она выглядит чудаковато и помпезно. Этот галстук есть атрибут шоуменов, а не серьезных людей, занимающихся «большими» делами.

С таким мнением согласиться весьма сложно. И, думается, вот почему. Призвание адвокатуры – это оказание юридической помощи всем, кому грозят вред, опасность, гибель. Еще Жуль Фавр замечал: «К нам обращаются страдающие, и пусть доступ к нам будет всегда легким, чтобы, касаясь нашего порога, все считали себя у себя дома и чтобы сильные мира сего не могли воспретить пользоваться этим убежищем». Довольно часто именно от адвоката человеку требуются утешение, ободрение, вселение надежды на благополучное разрешение его тяжелой жизненной ситуации. Галстук-бабочка этому хорошо способствует. Как же именно?

Л. Владимиров, на мой взгляд, абсолютно прав, говоря о «безутешной» юстиции. Да, порой эта «дама» неумолимо справедлива, порой формально справедлива и в этой справедливости, по сути, жестока и тиранична. Но не такой же должна быть адвокатура! Ее лик должен быть более утонченным и скорее напоминать «богиню Утешения».

Галстук-бабочка ранее так же активно использовался в повседневной деловой жизни, как и «традиционный». Это было в XIX в., в XX в. и активно используется сейчас коллегами, практикующими за рубежом. Мне могут сказать, что всё устаревает, и по-своему будут правы. А я могу ответить, что новое – это хорошо забытое старое. И еще: «не стоит прогибаться под изменчивый мир…», а дальше знаете сами. Нет, я не призываю к принудительной униформе, я говорю о восстановлении преемственности и обогащении традиций.

Перечислю те основные достоинства, которыми располагает галстук-бабочка.

1. Он имеет интересную особенность: его не наденут ни прокурор, у которого есть форма, ни судья, у которого есть мантия, ни чиновник, у которого есть галстук-самовяз. Так почему бы его не надеть адвокату, деловито и пунктуально обособляя себя? Это ведь тоже галстук.

2. Галстук-бабочка более располагает человека к непринужденности, устраняя официально-деловую сухость, что и способствует доверительному общению и установлению контакта. К рассказу всей полной, неприкрытой правды. Адвокат как бы говорит своим внешним видом: «Я пришел не судить, а “лечить”. Помогать и защищать, и я не чиновник. Говори прямо и ничего не бойся».

3. Каждый, кто надевал галстук-бабочку, наверное, чувствовал, как сразу меняется настроение. Становишься более радушным, приветливым. Внешне благообразная одежда сообщает благообразие душе, а это, конечно же, другим человеком хорошо считывается.

Все профессиональные менеджеры знают: чтобы завоевать внимание и доверие клиента, его нужно к себе расположить, удивив чем-либо. «Кто удивил, тот победил», – говорил Суворов. Не расположив, невозможно добраться до сути, увидеть сокровенное.

Галстук-бабочка, не будучи атрибутом повседневности, этому хорошо способствует. Мне могут сказать, что этот элемент одежды несерьезен. А адвокату, по моему глубокому убеждению, и не нужна чрезмерная серьезность – она и так складывается в силу самой ситуации.

Не переживайте! Вы не будете выглядеть глупо в глазах своего клиента. Наоборот, ему будет казаться, что вы добрый, открытый и чуткий человек.

Конечно, если вы наденете разноцветную бабочку, дорогие кольца, запонки, пестрый пиджак, то вряд ли впишетесь в образ судебного юриста – правозаступника. Как-то в одной статье я обратил внимание на верное утверждение, что «бабочка» – это скорее последний штрих в общей картине. Но, на мой взгляд, штрих такой, который черно-белое делает цветным.

Строгий пиджак, аккуратная прическа, подстриженные борода и усы, однотонная «бабочка» – вот достойный образ юриста. Этот галстук не «заезжен» обыденностью, наоборот: это обособленный и подчеркивающий принадлежность к благородной профессии аксессуар.

[1] Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.



О правах на демобилизацию

Дата: 4 августа 2024 г.

     В последнее время в нашу коллегию адвокатов от военнослужащих достаточно часто стал поступать один и тот же вопрос – Имеют ли право граждане на освобождение от военной службы в связи с гибелью близкого родственника на СВО?

    Такое положение встречается в п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 Nº 53-ФЗ, которое звучит так:

      п.2 Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

      б) являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

    Данное положение закона касается призывников срочной военной службы.

    Положение о предоставлении освобождения от военной службы мобилизованных в связи с гибелью близких родных, длительное время находилось на стадии обсуждения в ГД.

    Заключением по законопроекту от 7 ноября 2022 г. предложено право военнослужащего, призванного на военную службу по мобилизации, на досрочное увольнение с военной службы в случае гибели (смерти) совместно с ним проживавшего близкого родственника, наступившей в связи с исполнением им обязанностей военной службы в период мобилизации. Данное проектное положение, исходя из структуры статьи 17, предложено включить в пункт 5, Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и статью 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в части освобождения родственника погибшего военнослужащего от призыва и прохождения военной службы по мобилизации» в котором регулируются вопросы продолжения прохождения военной службы при объявлении мобилизации.

    Согласно официальному отзыву Правительства , «Федеральный Закон не регулирует вопросы увольнения с военной службы, в связи с чем, включение в него соответствующих положений некорректно. С учетом изложенного, законопроект  требует существенной доработки».

    Таким образом, в настоящее время, такое основание для освобождения от военной службы имеют только лица по призыву. Процедура, предусмотренная в п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 Nº 53-ФЗ не касается мобилизованных и контрактников.

Шериев Ахмед Назирович, председатель коллегии адвокатов «Шериев и партнеры»