ТРАНСГРАНИЧНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ СПОРЫ В МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ – часть 3

Дата: 04 августа 2024 г.

           На страницах нашего журнала мы уже неоднократно обращались к теме медиации (mediare (лат.) – посредничать) – это одна из технологий урегулирования споров, с участием третьей стороны – медиатора) в нашей стране, том числе наши авторы говорили о возможности проведения процедуры медиации при урегулировании семейных конфликтов, позволяющей сторонам принимать приемлемые для обеих сторон осознанные решения с учетом интересов как самих сторон, так и несовершеннолетних детей.

           В Российской Федерации правоотношения, связанные с применением процедуры медиации к различным видам споров, в том числе и семейным, регламентированы Федеральным законом № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” от 27.07.2010 года, но в нем ни слова нет о трансграничных спорах.

           Действительно ли путь семейной медиации при разрешении споров в международных семьях, где зачастую нужно учитывать особенности законодательства нескольких стран, различия культур спорящих членов семьи, согласовывать порядок действий родителей на территориях нескольких государств может быть эффективным? И так ли уж легко найти специалиста способного проводить процедуру медиации на международном уровне?

           Об этом рассказывают аналитик I категории отдела международного сотрудничества ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», международный семейный медиатор, тренер –  Тюльканов Сергей Леонидович и аналитик ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», профессиональный тренер-медиатор, сертифицированный медиатор College Of Mediators UK (Коллегии медиаторов Великобритании), старший преподаватель ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»  – Быкова Марина Викторовна.

           – Сергей Леонидович, семейная медиация на международном уровне, чем-то отличается от медиации семейных споров, с которой мы знакомы в нашей стране? Какими компетенциями должен обладать международный семейный медиатор?

           – Международная семейная медиация представляет собой разновидность семейной медиации с международным элементом, где участниками спора являются родители (законные представители) несовершеннолетних, проживающие в разных странах или являющиеся гражданами разных стран.

           Уже ни для кого не секрет, что глобализация и взаимные интеграционные процессы между различными странами влекут постоянный рост количества мультикультурных, мультинациональных семей. Принимая во внимание разницу культур, семейных традиций и ценностей, разницу языков супругов и т.п. количество конфликтов, обусловленных этими факторами, увеличивает число конфликтов, ведущих к распаду такой семьи. При этом зачастую происходящие в них семейные конфликты выходят за пределы одного государства. 

           В отличие от распада обычной семьи, распад мультинациональной (или бикультурной) семьи, в которой есть дети, чаще всего осложнен необходимостью решать вопросы о том, с кем и в какой стране будет жить ребенок, как второй родитель, проживающий за границей, сможет реализовать свои родительские права по общению и воспитанию. В семьях бикультурных родителей, в случае возникновения спора о месте проживания ребенка, риск международного похищения (перемещения) ребенка одним из родителей присутствует в гораздо большей степени, чем у монокультурных родителей. По статистике, большинство случаев международных похищений детей мы видим в семьях, где родители происходят из разных стран: после развода и распада семьи один родитель возвращается в страну происхождения вместе с ребенком независимо от воли другого родителя, иногда и не ставя другого родителя в известность. 

           Чаще всего медиация, связанная с распадом семьи и конфликтом ее членов, например, когда один из супругов переезжает в другую страну, касается широкого круга вопросов, которые сторонам необходимо разрешить на пороге новой жизни:

                      – Споры по поводу изменения места жительства ребенка;

                      – Споры по поводу опеки и осуществления контактов с ребенком;

                      – Международное похищение детей, споры по поводу возвращения ребенка;

                      – Алименты, финансовые обязательства.

                      – Имущественные споры супругов.

           Как правило, участниками международной семейной медиации являются супруги или бывшие супруги, уже проживающие на момент обращения к медиатору в разных странах. У них разные родные языки, но имеется общий язык общения, неродной для одного или обоих супругов. Оба эти фактора неизбежно влияют на эффективность коммуникации не только супругов между собой, но и с медиатором.

           Приведем пример: Молодые люди, Ирина из России и Адам из США (имена и страны изменены, в связи с принципом конфиденциальности медиации), познакомились в Испании, начали проживать вместе в этой стране, зарегистрировали там брак и жили часть времени то в Испании, то в США. У них родились две дочки погодки. Через 3 года супруги расстались, Ирина заявила о намерении уехать на родину, в связи с чем Адам обратился в полицию и суд для наложения ограничительных мер до момента определения вопроса о том, с кем будут проживать дети. Ирина, не дожидаясь развития судебного дела, стремительно возвратилась в Россию, забрав малолетних дочерей. Адам считает, что супруга похитила детей, а Ирина считает, что она спаслась, так как иначе бы Адам запер ее с детьми в чужой стране.

           В таких случаях обращение за медиативной помощью, в первую очередь обусловлено сложностью урегулирования международных семейных споров: очень длительные судебные разбирательства, которые могут идти параллельно или последовательно в нескольких странах, сложности принудительного исполнения решения иностранного суда, ограничения в общении одного из родителей с ребенком, проживающим с другим родителем в другой стране до принятия решения судом. Очевидно, что в таких случаях судебный способ урегулирования будет априори сложным, ведь возникают дополнительные вопросы определения юрисдикции, которой подведомствен спор, применимого права, языка разбирательства, поиска компетентного представителя. Необходима альтернатива, которая позволит учитывать данные особенности семейного спора, которой может стать процедура медиации, предлагаемая сторонам их представителями или судом.

           В рассматриваемом примере, у супругов не была завершена процедура расторжения брака, которая была начата в Испанском суде, также имелось общее имущество в Испании, которое не было разделено.

           Адам не мог нормально общаться с дочерями, так как Ирина не отвечала на звонки, когда он был за рубежом, и избегала встреч, когда он приезжал в Россию. Эти обстоятельства делали Адама крайне нервозным и вспыльчивым.

           Ирина была очень обижена на супруга и напугана, считала, что он ее преследует, она опасалась, что против нее будет в Испании будет возбуждено уголовное дело (в Уголовном Кодексе Испании предусмотрена уголовная ответственность за похищение родителем собственного несовершеннолетнего ребенка, которое наказывается лишением свободы на срок от двух до четырех лет и запретом на осуществление родительских прав на срок от четырех до десяти лет) и не собиралась покидать Россию.

           Адам, по совету адвоката, в соответствии с Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года (вступившей в силу для Российской Федерации 1 октября 2011 года), обратился в суд на территории Российской Федерации с заявлением о возвращении детей, незаконно перемещенных в Российскую Федерацию. Одновременно Адам, следуя рекомендации адвоката, не перечислял Ирине денежные средства на содержание детей, так как не хотел совершать действия, которые могли бы быть истолкованы, как его согласие с тем, что дети были перемещены. Ирина же посчитала, что Адам перестал выполнять свои родительские обязанности, что еще больше усугубило конфликт между супругами.

           Вот с таким бэкграундом супруги обратились к нам за помощью. Благодаря проведенной процедуре медиации стороны договорились о разрешении спора на следующих условиях: Адам отказался от своих заявлений в российском и испанском судах, а также от уголовного преследования Ирины, начал выплачивать алименты на детей, а Ирина восстановила контакт дочерей с отцом, как онлайн, так и путем очных встреч. В процессе медиации супруги также смогли договориться о продаже их общего имущества в Испании и разделе денежных средств.

           Проведение международной семейной медиации требует наличия особых компетенций у семейного медиатора: желательно, чтобы медиатор свободно владел общим для сторон языком (или имел возможность привлечения переводчика, в компетенции которого он не сомневается), был знаком с культурами обоих супругов, понимал психологические и иные особенности сторон, а также понимал правовую специфику международного спора, в разрешении которого он помогает сторонам прийти к взаимоприемлемому решению.

           В силу того, что стороны спора могут быть представителями разных стран, культур, религий, нередки случаи, когда медиаторы работают в паре (ко-медиация), когда хотя бы один медиатор является носителем языка и культуры родной для одной из сторон. Работа в ко-медиации, когда медиаторы мужчина и женщина, также помогает выровнять гендерный баланс в процедуре, если для сторон это важно. Таким образом, можно обеспечить особую атмосферу доверия сторон и нейтральности посредника в процедуре, но это требует слаженной, буквально ювелирной работы ко-медиаторов медиаторов из разных стран.

           Умение провести медиацию онлайн в такого рода делах также является необходимым навыком для специалиста.

           – Марина Викторовна, как и где можно найти международных семейных медиаторов у нас в стране или за рубежом? Какие особенности международной семейной медиации вы могли бы отметить?

           – В поиске медиаторов могут помочь различные объединения и ассоциации медиаторов, а также государственные органы. Например, одним из вариантов поиска может быть обращение в сообщество медиаторов, находящееся в той же стране, где проживает одна из сторон конфликта. В некоторых странах существуют организации, специализирующиеся в трансграничных семейных спорах: REUNITE в Соединенном королевстве, MIKK в Германии, Center IKO в Нидерландах и др.

           Альтернативным способом поиска медиатора может быть обращение в государственные органы, которые оказывают помощь в случае международного семейного спора. Это могут быть консульства, посольства, министерства юстиции и другие организации.

           Так, в России в рамках Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года (ст.7, 21); в рамках Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года (ст.31) содействие родителям в мирном урегулировании споров путем предложения обратиться к процедуре медиации оказывает российский Центральный орган – Министерство просвещения Российской Федерации. Международная семейная медиация организуется и проводится бесплатно для граждан международными медиаторами ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» (далее – Центр). Должностные лица Минпросвещения России совместно с сотрудниками Центра занимаются изучением дел, поступивших в Минпросвещения России, как Центральный орган, на предмет применимости медиации, а также занимаются организацией и подготовкой процедур медиации.

           Каждое поступившее дело внимательно изучается специалистами Центра на соответствие требованиям международных Конвенций и возможности применения процедуры медиации. В рамках рассмотрения дел заинтересованным лицам оказывается консультативная помощь по вопросам, связанным с применением международных конвенций, и по вопросам, связанным с проведением процедур медиации.

           Сотрудник Центра контактирует со сторонами посредством телефонной и электронной связи, а также почтовой переписки с целью получения согласия на медиацию. В отношении лица, находящегося на территории иностранного государства, обращение с предложением о проведении медиации направляется через Центральный орган иностранного государства, в котором проживает указанное лицо.

           Особенности организации процедуры международной семейной медиации обусловлены спецификой международных семейных споров: столкновение разных культур, правовых и, уже, судебных систем, языковые различия, территориальная удаленность, необходимость пересечения границ.

           Процедура медиации является признанным способом урегулирования семейных конфликтов и широко используется во многих странах мира. Важно, что именно в процессе медиации, а не в результате судебного решения, у родителя может поменяться представление о сложившейся ситуации. На смену мысли о том, что «я потерял своего ребенка и никогда его больше не увижу» (так как он теперь в другой стране) приходит мысль «мой ребенок теперь живет в другом месте, но я знаю, где он живет и как, и я могу видеться и общаться с ним». В свою очередь, второй родитель, видя, какие чувства испытывает бывший супруг, может тоже начать мыслить иначе: «Он так или иначе является отцом или матерью моего ребенка, и мой ребенок имеет право общаться с ним».

           Нам кажется интересным привести еще несколько примеров завершения процедуры медиации при урегулировании семейных споров и заключаемых родителями соглашений.

           Например, в рассмотренной выше ситуации родители не заключали по итогам медиации каких-либо соглашений, напрямую связанных с самой процедурой. Отец отказался от иска, а алименты на детей начал выплачивать добровольно. Родители стремились акцентировать внимание на том, что все действия, совершаемые для урегулирования конфликта, должны оставаться добровольно взятыми на себя и не должны стать обязательствами, за нарушение которых один родитель может обвинить другого.

           Но в нашей практике был случай, когда с помощью медиаторов родители (отец в Германии, мама выехала с ребенком в Россию) заключили соглашение, которое было подготовлено юристами и было утверждено судом в качестве мирового. Затем, это же Мировое соглашение было зарегистрировано в Германии в немецком суде для придания ему возможности принудительного исполнения, если потребуется (название страны изменено в рамках реализации принципа конфиденциальности медиации).

           В другом деле по результатам срочной медиации, которая была проведена в течение одного месяца, супруги примирились и договорились о воссоединении семьи, заключили Меморандум о взаимопонимании, не имеющий обязательной юридической силы, в котором они договорились по имущественным и неимущественным вопросам, важным именно для них, но которые могли бы вызвать улыбку стороннего наблюдателя, незнакомого с ситуацией. Понимая, что они наконец-то урегулировали разногласия, которые тревожили ее несколько месяцев, беременная супруга возвратилась из России в страну, откуда она выехала, и где позднее родила ребенка.

           И наконец, в одном из недавних дел супруги заключили медиативное соглашение, удостоверенное российским нотариусом. В этом соглашении родители определили место жительства ребенка, порядок общения с ним для отдельно проживающего родителя, размер финансовой помощи ребенку, а также включили в него элемент брачного договора, урегулировав тем самым финансовые разногласия супругов между собой. Заключение соглашения именно в такой форме было условием мамы для восстановления очных встреч отца с ребенком на территории России, так как она боялась, что в отсутствие соглашения ребенок каким-либо образом может быть перемещен отцом на родину в другую страну (сама она въехала в Россию в 2022 с ребенком, покинув страну Европейского союза). Также для сторон было важно, что нотариальная форма медиативного соглашения сделала возможным его признание в другой стране, то есть потенциально принудительно исполнимым, если потребуется.

           Важно отметить, что, несмотря на большие возможности, которые дает медиация, многие родители, на момент конфликта проживающие с ребенком, не дают своего согласия на медиацию, часто затягивая сроки, скрываются, в том числе с помощью юристов и адвокатов. Причиной такого поведения зачастую является страх потери ребенка или контакта с ним, который испытывает родитель, особенно, если такие случаи были в прошлом.

           Здесь хотелось бы обратиться к адвокатскому сообществу, поскольку разъяснение способов решения конфликта часто зависит от представителей сторон. В международных семейных спорах сотрудничество медиаторов и адвокатов сторон является наиболее эффективной стратегией для их урегулирования: формулирования сторонами договоренностей, соответствующих законам и правилам, установленным в разных юрисдикциях, а также исполнимости в дальнейшем медиативных соглашений без каких-либо ограничений со стороны государств, в которых они реализуются сторонами. Важно вместе с родителями поисследовать те возможности, которые есть у разных способов разрешения сложившейся непростой семейной ситуации, чтобы найти наиболее приемлемый и менее травмирующий, в первую очередь для ребенка, путь выхода из нее. Ведь последствия подобной непростой и зачастую травмирующей истории могут проявиться много позже и иногда непредсказуемо.

           Приведем пример: к медиатору обратилась бабушка, в связи с конфликтом с собственной дочерью, которая не дает общаться с внуками. И вроде эта история не имеет отношения к международной семейной медиации. Однако в ходе первой совместной медиативной встречи выяснилось, что много лет назад бабушка, будучи еще молодой мамой, вывезла ребенка в Россию без ведома отца, и девочка не общалась с ним, а мама ей всегда говорила, что он их бросил. Девочка выросла, сама стала мамой, начала исследовать эту историю, и выяснилось много нестыковок, лжи и обмана. В итоге девушка нашла своего отца и уехала со своей семьей к нему, оставив свою мать. Из разговора с бабушкой выяснилось, что когда-то в молодости, определяя вектор своей судьбы и судьбы дочери, она руководствовалась советом адвоката, который в то время ей помогал. При этом отец девушки пытался отстоять свои права отца, но ему сказали, что девочка не хочет с ним общаться и не хочет к нему ехать, и что лучше её не уговаривать, потому что это ее только еще больше травмирует. Отец не хотел причинять ребенку вред и отказался от своих попыток. Но финал истории мог бы быть совсем другим.

           Таким образом, нам бы хотелось отметить, что международная семейная медиация позволяет учесть самые разные нюансы, специфику конкретного трансграничного спора и устои, обычаи семьи. И несмотря на имеющиеся трудности и особенности проведения такой процедуры, международная семейная медиация предоставляет сторонам возможность получить помощь в выработке и согласовании решения, в наибольшей степени защищающего интересы как самих супругов, так и детей на территориях нескольких государств.

Продолжение следует …