О правах на демобилизацию
В последнее время в нашу коллегию адвокатов от военнослужащих достаточно часто стал поступать один и тот же вопрос – Имеют ли право граждане на освобождение от военной службы в связи с гибелью близкого родственника на СВО?
Такое положение встречается в п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 Nº 53-ФЗ, которое звучит так:
п.2 Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:
б) являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
Данное положение закона касается призывников срочной военной службы.
Положение о предоставлении освобождения от военной службы мобилизованных в связи с гибелью близких родных, длительное время находилось на стадии обсуждения в ГД.
Заключением по законопроекту от 7 ноября 2022 г. предложено право военнослужащего, призванного на военную службу по мобилизации, на досрочное увольнение с военной службы в случае гибели (смерти) совместно с ним проживавшего близкого родственника, наступившей в связи с исполнением им обязанностей военной службы в период мобилизации. Данное проектное положение, исходя из структуры статьи 17, предложено включить в пункт 5, Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и статью 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в части освобождения родственника погибшего военнослужащего от призыва и прохождения военной службы по мобилизации» в котором регулируются вопросы продолжения прохождения военной службы при объявлении мобилизации.
Согласно официальному отзыву Правительства , «Федеральный Закон не регулирует вопросы увольнения с военной службы, в связи с чем, включение в него соответствующих положений некорректно. С учетом изложенного, законопроект требует существенной доработки».
Таким образом, в настоящее время, такое основание для освобождения от военной службы имеют только лица по призыву. Процедура, предусмотренная в п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 Nº 53-ФЗ не касается мобилизованных и контрактников.

Шериев Ахмед Назирович, председатель коллегии адвокатов «Шериев и партнеры»
Голосую за профессионализм и ответственность

Я поддерживаю Предлагаемый Минюстом РФ законопроект о профессионализации судебного представительства. Не потому, что это «защита рынка», а потому, что речь идёт о качестве правовой помощи и реальной ответственности за неё.
Во-первых, только при обращении к адвокату, действует адвокатская тайна, и это не формальность. Это правовая гарантия, что доверитель может говорить откровенно, не рискуя, что сведения, сообщенные им, окажутся в материалах дела. Ни у юриста без статуса адвоката, ни у штатного сотрудника компании такой защиты законом не предусмотрено. Значит, доверия меньше, а рисков больше.
Во-вторых, допуск к представлению интересов доверителя должен быть через экзамен. Судьи сдают экзамен, прокуроры тоже. Почему человек, выходящий в процесс и представляющий интересы другой стороны, может делать это без базовой проверки знаний и навыков? Адвокатский экзамен – это фильтр, который должен быть у всех, кто работает в суде профессионально.
И в-третьих, у адвокатов есть реальная ответственность. Не только перед доверителем, но и перед палатой, коллегами, дисциплинарной комиссией. Адвокат не может просто исчезнуть или «отмахнуться». Он отвечает за свою работу и своей репутацией, и правовым статусом. У частнопрактикующих юристов и инхаусов такой системы ответственности нет.
«Адвокатская монополия» – это не о том, чтобы кого-то «не пускать». Это о том, чтобы в суде были люди, которые понимают, где они находятся, знают, как применять право и несут ответственность за то, что делают.
Это вопрос квалификации, этики и доверия к правосудию. И я за то, чтобы качество судебных представителей улучшалось.