ВС определил, кого не следует заключать под стражу
Верховный Суд РФ опубликовал тезисы выступления председателя ВС Вячеслава Лебедева на пленарном заседании Совета судей РФ 23 мая, посвященного, в частности, инициативам высшего суда по ограничению сферы применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
Как отметил Лебедев, Верховным Судом подготовлены поправки в уголовно-процессуальное законодательство, которыми предлагается предусмотреть возможность избрания мер пресечения, не связанных с заключением под стражу, лицам, которые не имеют места жительства, но в установленном порядке зарегистрированных по месту пребывания, а также установить, что отсутствие у лица места жительства или места пребывания не может служить основанием для продления срока содержания под стражей.
В отношении женщин, имеющих малолетних детей, предлагается предусмотреть возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу только по обвинению в тяжких и особо тяжких преступлениях, а в исключительных случаях – в преступлениях средней тяжести насильственного характера.
По уголовным делам о преступлениях небольшой тяжести предусматривается сохранить возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении только тех обвиняемых, которые пытались скрыться или нарушили ранее избранную меру пресечения, а по уголовным делам о ненасильственных преступлениях средней тяжести – также в отношении обвиняемых, личность которых не установлена или которые не имеют постоянного места жительства или места пребывания в РФ.
Предложения также включают запрет избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями.
Правительство забраковало поправки в УПК о запрете заключения под стражу за ненасильственные преступления
Правительство РФ дало отрицательный отзыв на депутатский проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, направленный на расширение прав и гарантий лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении ненасильственных преступлений, в ходе осуществления уголовного преследования.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции ч. 1.1 ст. 108 УПК, закрепив в ней запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу в случае, если ни одно из преступлений, в совершении которых подозревается или обвиняется лицо, не предусматривает применения насилия или угрозу его применения. Одновременно указано, что данный запрет не применяется в случае подозрения или обвинения в совершении любого из преступлений, предусмотренных рядом статей, а также глав Уголовного кодекса РФ, перечень которых приводится в указанной части.
Как отмечает кабмин, понятие «преступление, не предусматривающее применение насилия или угрозу его применения» законодательно не определено, что сделает реализацию предлагаемых законопроектом положений затруднительной.
Неясно, по какому критерию отобраны составы преступлений, на случаи подозрения или обвинения в совершении которых не распространяется запрет избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В частности, в число таких составов преступлений вошли преступления небольшой тяжести, в отношении которых аналогичный запрет установлен ч. 1 ст. 108 УПК.
Кроме того, принятие такого федерального закона приведет к снижению гарантий прав предпринимателей (по сравнению с действующей редакцией ч. 1.1 ст. 108 УПК), поскольку в проектируемых положениях сокращается перечень преступлений, при подозрении в совершении которых заключение под стражу не допускается.
В связи с этим Правительство РФ законопроект не поддержало.