С подачи бывшего адвоката распоряжениям судей придадут больший вес

Дата: 18 января 2023 г.

Госдума 18 января приняла в ключевом втором чтении депутатский проект поправок в КоАП РФ, предусматривающий ужесточение административной ответственности граждан за нарушение порядка в суде.

Законопроектом предлагается увеличить размеры штрафов в ст. 17.3 КоАП РФ и установить их: за неисполнение распоряжения судьи (ч. 1) – в размере от 1000 до 3000 руб. (вместо действующего от 500 до 1000 руб.) с сохранением альтернативного вида наказания – административного ареста на срок до 15 суток; за неисполнение распоряжения судебного пристава (ч. 2) – в размере от 1000 до 3000 руб. (вместо действующего от 500 до 1000 руб.).

Кроме того, ст. 17.3 Кодекса дополняется ч. 3, устанавливающей наказание за повторное нарушение порядка в суде: штраф в размере от 3000 до 5000 руб. или административный арест на срок до 15 суток.

Авторами законопроекта выступили депутаты Госдумы Зариф Байгускаров (бывший руководитель УФССП Башкортостана) и к.ю.н. Даниил Бессарабов (в прошлом адвокат, а сейчас первый заместитель председателя Комитета ГД по госстроительству и законодательству). По их мнению, небольшие размеры штрафов, которые не изменялись с 2007 г., не стимулируют участников правоотношений к правомерному поведению, о чем свидетельствует ежегодный рост правонарушений по ст. 17.3 КоАП, фиксируемый ФССП.



Правительство забраковало поправки в УПК о запрете заключения под стражу за ненасильственные преступления

Дата: 6 июня 2023 г.

Правительство РФ дало отрицательный отзыв на депутатский проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, направленный на расширение прав и гарантий лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении ненасильственных преступлений, в ходе осуществления уголовного преследования.

Законопроектом предлагается изложить в новой редакции ч. 1.1 ст. 108 УПК, закрепив в ней запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу в случае, если ни одно из преступлений, в совершении которых подозревается или обвиняется лицо, не предусматривает применения насилия или угрозу его применения. Одновременно указано, что данный запрет не применяется в случае подозрения или обвинения в совершении любого из преступлений, предусмотренных рядом статей, а также глав Уголовного кодекса РФ, перечень которых приводится в указанной части.

Как отмечает кабмин, понятие «преступление, не предусматривающее применение насилия или угрозу его применения» законодательно не определено, что сделает реализацию предлагаемых законопроектом положений затруднительной.

Неясно, по какому критерию отобраны составы преступлений, на случаи подозрения или обвинения в совершении которых не распространяется запрет избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В частности, в число таких составов преступлений вошли преступления небольшой тяжести, в отношении которых аналогичный запрет установлен ч. 1 ст. 108 УПК.

Кроме того, принятие такого федерального закона приведет к снижению гарантий прав предпринимателей (по сравнению с действующей редакцией ч. 1.1 ст. 108 УПК), поскольку в проектируемых положениях сокращается перечень преступлений, при подозрении в совершении которых заключение под стражу не допускается.

В связи с этим Правительство РФ законопроект не поддержало.