Наказывать за нарушение порядка в суде будут суровее
Государственная Дума 7 декабря приняла в первом чтении проект поправок в КоАП РФ, предусматривающий ужесточение ответственности за нарушение порядка в суде.
Новой редакцией ст. 17.3 КоАП предлагается увеличить штрафы за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава о прекращении нарушения порядка в суде с нынешних 500–1000 руб. до 1000–3000 руб. Кроме того, вводится наказание за повторное нарушение – штраф в размере от 3000 до 5000 руб. или административный арест на срок до 15 суток.
Инициаторами законопроекта выступили депутаты Госдумы Зариф Байгускаров (бывший руководитель УФССП Башкортостана) и к.ю.н. Даниил Бессарабов (в прошлом адвокат, а сейчас первый заместитель председателя Комитета ГД по госстроительству и законодательству).
В сопроводительных документах законопроекту парламентарии со ссылкой на статистику ФССП указывали на ежегодный рост правонарушений по ст. 17.3 КоАП. Действующая же санкция «не стимулирует участников правоотношений к правомерному поведению», поскольку размеры штрафов, предусмотренные ст. 17.3, не изменялись с 2007 г.
Правительство РФ в отзыве на законопроект отметило, что само по себе усиление ответственности, в том числе путем установления квалифицирующего признака за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 17.3 КоАП РФ, «не может служить гарантией снижения количества совершаемых административных правонарушений». В материалах к законопроекту отсутствуют данные о необходимости применения комплексного подхода, направленного на обеспечение установленного порядка деятельности судов. Проект кабмином поддержан с учетом высказанных замечаний.
Фото: пресс-служба Государственной Думы
Минюст сможет разработать стандарт оказания бесплатной юрпомощи, но у адвокатов уже есть свой
Государственная Дума 28 сентября приняла в первом чтении правительственные поправки в закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», направленные на совершенствование системы БЮП, уточнение статуса ее участников системы, а также порядка взаимодействия субъектов государственной и негосударственной юридической помощи.
В частности, законопроектом предлагается наделить органы госвласти субъектов РФ полномочиями по определению порядка взаимодействия государственных юридических бюро с участниками государственной и негосударственной юридической помощи на территории соответствующего региона.
Предусматривается закрепить, что оказание бесплатной юридической помощи адвокатами, привлеченными к оказанию такой помощи государственными юридическими бюро, должно осуществляться на основании соглашения, заключаемого между государственным юрбюро и адвокатской палатой субъекта РФ.
Предлагается дополнить перечень субъектов государственной системы бесплатной юридической помощи Уполномоченным по правам человека в РФ, Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченными по правам человека и по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. Расширение перечня субъектов государственной системы БЮП призвано повысить доступность государственной юридической помощи для граждан.
Кроме того, предусматривается наделить Минюст России полномочиями по разработке стандарта оказания юридической помощи и обеспечению мониторинга его соблюдения участниками государственной и негосударственной систем юридической помощи. Эти меры объясняют необходимостью более эффективно контролировать качество оказываемой гражданам бесплатной юрпомощи.
Напомним, что состоявшийся 20 апреля XI Всероссийский съезд адвокатов утвердил Стандарт оказания адвокатом бесплатной юридической помощи. Документ содержит минимальные обязательные требования к качеству оказываемой бесплатной юрпомощи, а также некоторые практические рекомендации, которым должен следовать адвокат. Например, разъяснять доверителю его права, или предоставлять по требованию консультацию в письменной форме. Стандарт предусматривает, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей по оказанию бесплатной юридической помощи или связанных с ними влечет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, а также Кодекса профессиональной этики адвоката.