Кассация не нашла места судейскому усмотрению при определении гонорара защитника по назначению
Неправомерным признал Восьмой кассационный суд общей юрисдикции уменьшение размера вознаграждения адвоката по назначению за ознакомление с материалами уголовного дела при подготовке к заседанию апелляционной инстанции. Это разбирательство вошло в Обзор судебной практики по уголовным делам 8-го КСОЮ № 2 (2023), утвержденный 1 декабря президиумом суда.
Как указывает кемеровская кассация, при рассмотрении любого уголовного дела, в том числе в апелляционном суде общей юрисдикции, размер вознаграждения адвоката, участвовавшего в нем по назначению суда, необходимо определять в соответствии с подп. «а» п. 22 (1) Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240.
Постановлением Алтайского краевого суда от 20 января 2023 г. адвокату С. за счет средств федерального бюджета выплачено вознаграждение за осуществление по назначению суда защиты интересов осужденного Д. в сумме 4 103 руб. 20 коп.
В кассационной жалобе адвокат С. просила постановление изменить, полагая, что судом апелляционной инстанции необоснованно частично удовлетворено ее заявление о выплате вознаграждения.
Из представленного материала усматривается, что адвокат С. осуществляла защиту осужденного Д. по назначению суда при рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке.
Адвокат С., с учетом положений подп. «а» п. 22(1) Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 года № 1240 (далее – Положение) и районного коэффициента (15%), обратилась с заявлением о выплате вознаграждения за два дня работы (ознакомление с материалами уголовного дела и участие в заседании суда апелляционной инстанции) из расчета 2 571 руб. 40 коп. за один день работы, всего в размере 5 142 руб. 80 коп.
Суд апелляционной инстанции частично удовлетворил заявление С., постановив выплатить ей 4 103 руб. 20 коп., из расчета 2 051 руб. 60 коп. за один день работы, указав, что данное дело не рассматривалось краевым судом в качестве суда первой инстанции, в связи с чем оснований для выплаты вознаграждения в повышенном размере не имеется.
Вместе с тем, как отмечает 8-й КСОЮ, принимая такое решение, суд апелляционной инстанции не учел, что исходя из системного толкования ч. 1 ст. 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч. 1 ст. 25 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и п. 2 ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ, к подсудности краевого суда относится, в том числе, рассмотрение уголовных дел по апелляционным жалобам, представлениям на не вступившие в законную силу судебные решения.
Кроме того, как следует из разъяснений, данных в п. 4.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. № 42 «О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам» при рассмотрении любого уголовного дела, в том числе в краевом суде, размер вознаграждения адвоката, участвовавшего в нем по назначению суда, необходимо определять в соответствии с подп. «а» п. 22(1) Положения.
При этом подп. «а» п. 22(1) Положения установлено, что по делам, отнесенным к подсудности краевого суда, размер вознаграждения адвоката, участвующего в деле по назначению суда, с 1 октября 2022 г. составляет 2 236 руб. за один день участия, из чего и должен был исходить суд апелляционной инстанции при рассмотрении заявления адвоката.
При таких обстоятельствах Восьмым кассационным судом общей юрисдикции постановлено произвести перерасчет суммы вознаграждения адвокату С., и, с учетом уже произведенной выплаты, дополнительно выплатить за оказание юридической помощи осужденному Д. 1 039 руб. (постановление № 77-2851/2023).
В Москве прошёл VIII Всероссийский юридический форум
18 сентября в Москве прошел VIII Всероссийский юридический форум, организованный компанией “Гарант”. В нем приняли участие более 26 тыс юристов со всей страны. Информационными партнёрами форуму традиционно выступили Гильдия российских адвокатов, Международная ассоциация русскоязычных адвокатов, Российский университет адвокатуры и нотариата имени Г.Б. Мирзоева, журнал «Российский адвокат».
На мероприятии выступили ведущие эксперты в области права, разработчики законов, известные и авторитетные правоведы России. Среди них – председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству П.В. Крашенинников, авторы учебников по гражданскому праву и других многочисленных научных трудов, д. ю. н. Е.А.Суханов и В.В. Витрянский, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ В.В. Чубаров, эксперт в области корпоративного права и автор учебника по нему, д. ю. н. И. А. Шиткина и др.
Одна из секций на форуме была посвящена актуальным проблемам правового регулирования вещных прав на недвижимость. В ходе дискуссии руководитель аппарата Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству И. Б. Миронов анонсировал ряд изменений, которые планируется внести в российское законодательство. Это поправки в Земельный и Градостроительный кодексы, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ ” О кадастровой деятельности”, Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” и др.
Так, эксперт рассказал о намерении законодателей ввести обязательное нотариальное удостоверение для всех договоров дарения недвижимости. В том числе тех, что заключаются между близкими родственниками. 18 сентября Госдума приняла в I чтении законопроект № 498499-8 “О внесении изменения в статью 574 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации”, которым вводится обязательное нотариальное удостоверение договоров дарения недвижимого имущества. Но пока в нем в качестве исключений указаны случаи, когда даритель и одаряемый являются супругами или состоят друг с другом в близком родстве: родители и дети, дедушки, бабушки и внуки, братья и сестры.
И.Б. Миронов отметил, что указанная инициатива рассматривалась в Совете при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Там считают, что брак или близкое родство сами по себе не исключают нарушения имущественных интересов дарителя в результате обмана или введения его в заблуждение. “Напротив, особое доверие дарителя к одаряемому, который является его супругом или близким родственником, делает дарителя в таких ситуациях еще более уязвимым и менее бдительным и осторожным”, – подчеркивается в заключении на проект. Поэтому предлагается распространить обязательную нотариальную форму на любые сделки дарения жилых помещений, но подумать над льготами по оплате соответствующей услуги для малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.
Будущие изменения коснутся и индивидуального жилищного строительства. Поправки инициированы Росреестром на основе анализа ситуации на рынке ИЖС. На практике дома часто строятся и используются по назначению, но не ставятся на кадастровый учет и права на них не регистрируются. Для собственников таких объектов предлагается ввести обязанность их госрегистрации после завершения строительства.
Однако введение отдельной ответственности за игнорирование этой обязанности пока не предусматривается. Предполагается, что за нарушение будут применять уже действующие санкции по ст. 19.21 КоАП РФ. Штрафы для граждан составляют 1,5-2 тыс. руб., а для юрлиц – до 40 тыс. руб.
Вторая мера призвана предотвратить практику использования объектов ИЖС в качестве нелегальных магазинов, туристических объектов, ремонтных мастерских, гаражей и т. п. Для этого планируется дополнить норму Земельного кодекса об использовании земельного участка по целевому назначению положением о необходимости обязательного учета и вида разрешенного использования земельного участка. “Это позволит более жестко применять меры государственного воздействия в тех случаях, когда земельный участок используется не в соответствии с его видом разрешенного использования”, – отметил спикер.
Следующий блок изменений касается долевого строительства. Сейчас закон предоставляет застройщику право обратиться за регистрацией права собственности участника ДДУ после того, как объект построен и сдан. Но, как показывает практика, это право далеко не всегда реализуется застройщиками. Чтобы наладить этот процесс и, в том числе повысить достоверность сведений государственного реестра, ускорить процесс внесения сведений в него, предлагается обязать застройщика обращаться за госрегистрацией в тех случаях, когда объект передан по акту приема-передачи участнику долевого строительства. Причем это будет касаться госрегистрации любого объекта, созданного застройщиком, независимо от наличия ДДУ. Но сроки реализации этой обязанности будут разные: для объектов по ДДУ – месяц, а для остальных объектов – полгода.
Кроме того, в ближайшем будущем взаимодействие Росреестра с юрлицами должно перейти полностью в электронный формат. Это не коснется подачи гражданами документов в бумажном виде. А для садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ, гаражных, жилищных и иных кооперативов, ТСЖ и т. п. будет предусмотрен переходный период до 1 января 2026 года. Остальные организации должны будут подавать документы в Росреестр только в электронном виде.
Есть планы и по корректировке норм о гаражной амнистии, предоставляющей гражданам возможность оформить права на гаражи и землю под ними, даже не имея документов о предоставлении земельных участков для строительства гаражей. Предполагается распространить этот механизм и на многоуровневые гаражи, которые блокированы общими стенами с другими гаражами. Сейчас в Федеральном законе от 5 апреля 2021 г. № 79-ФЗ упоминаются только одноэтажные гаражи блокированного типа.
В числе планируемых поправок – введение обязательного уточнения места нахождения границ земельного участка. Такая мера призвана повысить защиту собственников земельных участков в случае возникновения споров об их границах. Она же должна снизить нагрузку на суды.