Госдуме предложено ужесточить наказание за нарушение порядка в суде

Дата: 15 июня 2022 г.

Профильный комитет Госдумы рекомендовал палате принять к рассмотрению проект поправок в КоАП РФ, предусматривающий ужесточение ответственности за нарушение порядка в суде. Этот документ с рядом оговорок поддержан Правительством РФ.

Законопроект был внесен в ГД в конце мая. Его инициаторами выступили депутаты-«единороссы» Зариф Байгускаров (бывший многолетний глава УФССП Башкортостана) и к.ю.н. Даниил Бессарабов (в прошлом адвокат, а ныне первый зампредседателя думского Комитета по госстроительству и законодательству).

Новой редакцией ст. 17.3 КоАП предусматривается увеличение штрафа за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава о прекращении нарушения порядка в суде с нынешних 500–1000 руб. до 1000–3000 руб. За повторное нарушение теперь предлагается наказывать строже – штрафом в размере от 3000 до 5000 руб. или административным арестом на срок до 15 суток.

В пояснительной записке к законопроекту парламентарии со ссылкой на статистику ФССП указывают на ежегодный рост правонарушений по ст. 17.3 КоАП. Установленная же санкция «не стимулирует участников правоотношений к правомерному поведению». Депутаты подчеркивают, что размеры штрафов, предусмотренные ст. 17.3, не изменялись с 2007 г., при этом уровень инфляции с 2007 по 2020 г., по их данным, составил 158,99%.

Правительство РФ в официальном отзыве на законопроект отметило, что само по себе усиление ответственности, в том числе путем установления квалифицирующего признака за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 17.3 КоАП РФ, «не может служить гарантией снижения количества совершаемых административных правонарушений». В материалах к законопроекту отсутствуют данные о необходимости применения комплексного подхода, направленного на обеспечение установленного порядка деятельности судов. Кроме того, по мнению кабмина, реализация положений законопроекта может повлечь дополнительные бюджетные расходы, что должно найти отражение в материалах к законопроекту. Поправки Правительством поддержаны с учетом высказанных замечаний.



Предложено ввести ответственность за недопуск адвоката к задержанному

Дата: 30 июня 2022 г.

В Совете Федерации прошел круглый стол по вопросам совершенствования законодательного регулирования института задержания в уголовно-процессуальном и административном законодательстве. В дискуссии приняли участие представители аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, Генпрокуратуры, МВД РФ, адвокатуры, научного и экспертного сообществ. Организатором обсуждения выступила председатель подкомитета по вопросам судебной власти, прокуратуры, защиты прав и свобод граждан Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Ольга Ковитиди.

Открывая дискуссию, сенатор отметила, что ее предметом являются два вида задержания – административное и уголовно-процессуальное, каждое из которых может быть как самостоятельным процессом, так и образовывать в своей совокупности единый процесс задержания лица по подозрению в совершении преступления. По словам Ольги Ковитиди, анализ законодательства выявляет изъяны правового регулирования института задержания, что негативно сказывается на правоприменительной деятельности. Одной из наиболее острых проблем спикер назвала исчисление сроков при задержании.

«Таким образом, федеральное законодательство, регулирующее процессуально-правовой институт задержания и институт административного задержания, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Существует необходимость поиска новых подходов в решении имеющихся проблем», – заключила сенатор.

Заместитель начальника управления защиты прав человека в административном процессе и в местах принудительного содержания – начальник отдела защиты прав человека в административном процессе и местах временного содержания при Уполномоченном по правам человека в РФ Антон Бажанов поднял тему обеспечения задержанным права на квалифицированную юридическую помощь. Эта проблема обозначилась при анализе жалоб граждан, поступивших федеральному омбудсмену. По его словам, до составления протокола о задержании лица фактически задержанные оказываются лишены права на квалифицированную юридическую помощь. «Таким образом права задержанных недостаточно гарантированы, что обусловливает необходимость закрепления в КоАП РФ нормы о признании лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, с момента фактического ограничения его свободы передвижения», – полагает Антон Бажанов.

Он также затронул еще одну проблему недопуска защитников к задержанным, находящимся в отделениях полиции, которая связана с введением в этих отделениях так называемого плана «Крепость». Адвокаты не допускаются в отделения под предлогом особого режима работы. Особенно остро эта проблема встает в период проведения мероприятий по пресечению незаконных публичных акций. Однако, как напомнил спикер, ни КоАП РФ, ни закон «О полиции» не допускают ограничений конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. По мнению представителя аппарата омбудсмена, внутренние акты правоохранительных органов, устанавливающие порядок специальных режимов, не должны идти вразрез с законодательно установленными требованиями по предоставлению привлекаемому к административной ответственности лицу права пользоваться помощью адвоката. «Учитывая изложенное, полагаем целесообразным предусмотреть ответственность за воспрепятствование законной деятельности адвокатов по оказанию ими юридической помощи задержанным», – заявил Антон Бажанов.

Профессор кафедры уголовно-процессуального права МГЮА имени О.Е. Кутафина д.ю.н. Сергей Россинский предложил рассмотреть институт задержания с точки зрения академической науки. Корень проблем, которые возникают при использовании этой меры процессуального принуждения, лежит, по его мнению, в том, что в советское время произошло сближение следствия и дознания. «Отсюда и проблема с защитником, – считает профессор. – Кто его будет обеспечивать? Полицейский, который задерживает и приводит? У него таких полномочий нет». Сергей Россинский видит необходимость в отказе от отраслевого регулирования задержания. Он предложил задуматься о создании единого межотраслевого унифицированного законодательного акта, в котором будет прописан единый механизм задержания.

Идеи, высказанные в ходе круглого стола, будут обобщены и направлены руководителю Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрею Клишасу.

Фото: пресс-служба Совета Федерации