Госдума ужесточила наказание за пытки
Государственная Дума 22 июня приняла в итоговом, третьем чтении поправки в Уголовный кодекс РФ, ужесточающие наказание за пытки и позволяющие привлекать к ответственности в том числе сотрудников ФСИН России, а не только следователей или лиц, проводящих дознание, как это предусмотрено в действующей редакции УК РФ (проблемы пыток и законодательных инициатив по их искоренению стали темой одного из недавних эфиров адвокатского ток-шок «ПОТОК», см. здесь).
Авторами проекта закона выступили председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, его первый заместитель Владимир Полетаев, а также глава Комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников (конкурирующий законопроект сенатора Людмилы Нарусовой Госдумой не рассматривался).
В принятом законе дается определение пытки, соответствующее Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, заключенной 10 декабря 1984 г. В частности, к целям осуществления пыток отнесено запугивание как способ контроля за личностью заключенного или принуждения другого лица к совершению каких‑либо действий под страхом пытки.
Также в соответствии с поправками пыткой помимо «действий» может являться и «бездействие». «То, что человек проявил малодушие, закрыл глаза на происходящее, не предотвратил пытки и жестокое, унижающее достоинство обращение, не защитил пострадавших, не оказал помощь, также должно быть соответствующе наказано», – подчеркивает Павел Крашенинников.
В ст. 302 «Принуждение к даче показаний» УК РФ вводится новый субъект преступления – сотрудник правоохранительного органа. Это позволит привлекать к ответственности за пытки в том числе и сотрудников ФСИН, а не только следователей или лиц, проводящих дознание, как это предусмотрено в нынешней редакции УК РФ. Кроме того, закон усиливает наказание за пытки, организованные и/или проводимые представителями власти в целях принуждения к даче показаний (ст. 302 УК РФ) или запугивания (ст. 286 УК РФ). Такие преступления будут наказываться лишением свободы на срок до 12 лет, а это переводит их в разряд особо тяжких.
В случае если пытки при принуждении к даче показаний привели к гибели человека или причинили тяжкий вред его здоровью, лишение свободы предусматривается сроком от 8 до 15 лет с невозможностью занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.
Ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» дополняется нормой, устанавливающей повышенную уголовную ответственность за превышение должностных полномочий, совершенное с применением пытки, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или причинение тяжкого вреда его здоровью. За это будет грозить лишение свободы сроком от 8 до 15 лет с невозможностью занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.
Также данная статья УК РФ дополняется новыми квалифицированными составами: «г) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; д) в отношении несовершеннолетнего; е) из корыстной или иной заинтересованности». Предусмотренное наказание – лишение свободы от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.
Кроме того, п. «д» ст. 117 «Истязание» излагается в новой редакции, предусматривающей повышенную ответственность за совершение истязания с особой жестокостью, издевательством над потерпевшим или его мучением.
Фото: пресс-служба Государственной Думы
Правительство забраковало поправки в УПК о запрете заключения под стражу за ненасильственные преступления
Правительство РФ дало отрицательный отзыв на депутатский проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, направленный на расширение прав и гарантий лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении ненасильственных преступлений, в ходе осуществления уголовного преследования.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции ч. 1.1 ст. 108 УПК, закрепив в ней запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу в случае, если ни одно из преступлений, в совершении которых подозревается или обвиняется лицо, не предусматривает применения насилия или угрозу его применения. Одновременно указано, что данный запрет не применяется в случае подозрения или обвинения в совершении любого из преступлений, предусмотренных рядом статей, а также глав Уголовного кодекса РФ, перечень которых приводится в указанной части.
Как отмечает кабмин, понятие «преступление, не предусматривающее применение насилия или угрозу его применения» законодательно не определено, что сделает реализацию предлагаемых законопроектом положений затруднительной.
Неясно, по какому критерию отобраны составы преступлений, на случаи подозрения или обвинения в совершении которых не распространяется запрет избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В частности, в число таких составов преступлений вошли преступления небольшой тяжести, в отношении которых аналогичный запрет установлен ч. 1 ст. 108 УПК.
Кроме того, принятие такого федерального закона приведет к снижению гарантий прав предпринимателей (по сравнению с действующей редакцией ч. 1.1 ст. 108 УПК), поскольку в проектируемых положениях сокращается перечень преступлений, при подозрении в совершении которых заключение под стражу не допускается.
В связи с этим Правительство РФ законопроект не поддержало.