ФПА РФ подвергла критике ряд положений разработанного Минюстом России законопроекта о медиации

Дата: 9 октября 2020 г.

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко направил заместителю министра юстиции РФ Максиму Бесхмельницыну письмо с изложением правовой позиции Федеральной палаты адвокатов РФ относительно проекта федерального закона «Об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в Российской Федерации».

В ФПА РФ отметили необходимость и востребованность ряда новых положений законопроекта. В частности, устанавливается обязательная медиация по семейным спорам с участием несовершеннолетних детей; включено общее положение о применении восстановительного правосудия – медиации в области уголовных дел; придается легитимный статус медиации в области образования («школьной» медиации).

Вместе с тем, отмечается в правовой позиции, «законопроект содержит ряд положений, с которыми Федеральная палата адвокатов РФ не может согласиться, поскольку они противоречат заявленным целям развития медиации и снижения нагрузки на судебную систему, являются произвольными и крайне противоречивыми».

Прежде всего, предлагаемый запрет для адвокатов и нотариусов выступать в качестве медиаторов «не имеет под собой законных оснований, противоречит устоявшейся общемировой практике». ФПА РФ напоминает, что деятельность медиатора, как и адвокатская деятельность, не является предпринимательской и допускает совмещение статуса адвоката с осуществлением процедуры медиации. Наличие адвокатского статуса не препятствует участию в другом способе разрешения споров – осуществлении функций третейского судьи.

В письме подчеркивается, что проект закона содержит «определенное внутреннее противоречие»: с одной стороны, от медиатора требуется обязательное наличие высшего юридического образования, с другой – предлагается запретить доступ к осуществлению медиации именно профессиональным юристам – адвокатам и нотариусам. «Такой запрет в отношении профессиональных юристов, подчиняющихся профессиональным и этическим стандартам, выглядит абсолютно произвольным и нелогичным», – констатирует ФПА РФ.

В ФПА РФ разделяют желание авторов законопроекта полностью исключить потенциальную возможность каких-либо злоупотреблений со стороны лиц, участвующих в урегулировании споров в качестве медиаторов, но считают необходимым «исключить запрет для адвокатов на выполнение функций медиатора», установив дополнительные гарантии беспристрастности и независимости медиатора с действующим статусом адвоката.

Кроме того, в правовой позиции ФПА РФ содержится негативная оценка того факта, что законопроект предполагает полное исключение саморегулирования со стороны профессионального сообщества медиаторов, устанавливая при этом «жесткое и всеобъемлющее регулирование со стороны государства всех вопросов организации и проведения медиации».

Федеральная палата адвокатов РФ также считает целесообразным принятие дополнительных мер по стимулированию развития медиации в области арбитражных споров, которые не повлекут дополнительных расходов федерального бюджета.

Федеральная палата адвокатов РФ также считает целесообразным принятие дополнительных мер по стимулированию развития медиации в области арбитражных споров, которые не повлекут дополнительных расходов федерального бюджета.

В условиях, когда процедура медиации в целом остается невостребованной как у граждан, так и у предпринимателей, несмотря на крайне высокую нагрузку на судей, в ФПА РФ полагают, что «для расширения применения медиации недостаточно принять закон о медиации. Нужны определенные экономические и правовые стимулы для того, чтобы граждане и предприятия пользовались процедурой медиации».

В ФПА РФ полагают, что было бы целесообразным некоторое повышение размера государственной пошлины по крупным коммерческим спорам, которое не стало бы препятствием в доступе к судебной защите, а мотивировало бы стороны более ответственно подходить к обращению в суд. Кроме того, дополнительным стимулом стал бы возврат истцу уплаченной пошлины в случае, если стороны обращаются к медиации и достигают соглашения. Наконец, целесообразно рассмотреть введение обязательной медиации по некоторым категориям судебных споров, рассматриваемых арбитражными судами. Это могут быть споры о размере штрафных санкций; об изменении и расторжении договоров; дела, в которых заявляются встречные иски; споры о качестве выполненных работ.



Президенту ГРА Г.Б.Мирозоеву вручен Орден Дружбы

Дата: 19 апреля 2024 г.

19 апреля 2024 года, в преддверии майских праздников, в Белом зале Правительства Москвы прошла торжественная церемония вручения государственных наград Российской Федерации и наград города Москвы.
 
Орден Дружбы за заслуги в укреплении законности, защите прав и интересов граждан и многолетнюю работу Мэр города Москвы С.С. Собянин вручил Президенту Гильдии российских адвокатов, ректору РУАН, Председателю Международного совета российских соотечественников, Президенту Международной ассоциации русскоязычных адвокатов, вице- президенту ФПА РФ, Почётному работнику юстиции РФ, Заслуженному юристу РФ, профессору Гасану Борисовичу Мирзоеву. 
 
Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина о награждении Г. Б. Мирзоева Орденом Дружбы от 21.12.2023 № 977 “О награждении государственными наградами Российской Федерации” размещён на официальном интернет-портале правовой информации 21 декабря 2023 года.
 
Выступая с ответным словом, Г.Б. Мирзоев подчеркнул, что эта высокая награда является оценкой работы Гильдии российских адвокатов, Международного совета российских соотечественников, Международной ассоциации русскоязычных адвокатов по защите прав и законных интересов граждан РФ и российских соотечественников, проживающих за рубежом.

Также Г. Б. Мирзоев поблагодарил Мэрию, Правительство Москвы, лично Мэра Москвы С. С. Собянина и всех москвичей за активную поддержку участников и ветеранов Специальной военной операции и их значительный вклад в восстановление и развитие новых субъектов Российской Федерации.