Апелляция указала, как вернуть надбавку к пенсии, заигранную чиновниками-молчунами

Дата: 11 ноября 2022 г.

Бездействием чиновников-молчунов мотивировал Свердловский областной суд право участника боевых действий на получение недоплаченной надбавки к пенсии за без малого 14 лет. Как указала апелляционная инстанция, в случае невыполнения пенсионным органом обязанности по разъяснению лицу права на представление удостоверения ветерана боевых действий для получения надбавки к пенсии данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Это разбирательство вошло в 30-страничный бюллетень апелляционной практики облсуда по гражданским делам за третий квартал 2022 г.

Р. обратился в суд с иском к отделу МВД России «Каменск-Уральский» (далее – Отдел), Главному управлению МВД России по Свердловской области (далее – Управление) о перерасчете пенсии и выплате недоплаченной суммы пенсии.

В обоснование иска указал, что с 21 мая 2005 г. является получателем пенсии по линии Министерства внутренних дел РФ, пенсию выплачивает Управление. Размер пенсии с 2005 г. был определен без предусмотренной для него как участника боевых действий надбавки по п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон РФ № 4468-1). О нарушении своего права он узнал 17 февраля 2020 г., обратившись в Управление, где ему было разъяснено, что кадровое подразделение по месту его службы перед увольнением при формировании материалов для назначения пенсии не приложило копию его удостоверения ветерана боевых действий. 17 февраля 2020 г. он написал в Управление заявление о выплате надбавки к пенсии как ветерану боевых действий, приложив копию соответствующего удостоверения. Управление произвело перерасчет пенсии и выплатило ему надбавку к пенсии за 12 месяцев до подачи заявления, т.е. с 17 февраля 2019 г. За период с 21 мая 2005 г. по 16 февраля 2019 г. надбавка к пенсии по п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ № 4468-1 ему не выплачена. Управлением истцу было разъяснено право на обращение в суд по вопросу перерасчета пенсии за данный период.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского облсуда, рассмотрев апелляционную жалобу истца, отменила решение суда первой инстанции в части, указав следующее.

Разрешая спор, суд первой инстанции указал, что назначение пенсии носит заявительный характер, право на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий, в том числе право на назначение пенсии по выслуге лет с учетом повышения в порядке, предусмотренном п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ № 4468-1, возникает в случае предоставления в пенсионные органы удостоверения ветерана боевых действий вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. В материалах личного дела Р. отсутствовали копия удостоверения «Ветеран боевых действий», а также какой-либо иной документ, подтверждающий, что указанное удостоверение приобщалось к материалам личного дела сотрудника Отдела; доказательств, подтверждающих предоставление истцом в Управление данного документа при обращении за назначением пенсии, материалы дела не содержали, в связи с чем требования истца удовлетворению не подлежали.

Между тем выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права.

На 21 мая 2005 г. и до 31 декабря 2017 г. ст. 45 Закона РФ № 4468-1 подлежала применению в редакции Федеральных законов от 12 июня 2002 г. № 68-ФЗ, от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ, от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ. В силу п. «г» ст. 45 Закона РФ № 4468-1 в названной редакции пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с данным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам боевых действий (подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон № 5-ФЗ)) из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы – на 100% установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 этого Закона.

Истец, имея удостоверение от 25 февраля 2005 г., относился к категории ветеранов боевых действий, названных в подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 5-ФЗ (в ред. от 21 мая 2005 г.).

Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”», вступившим в силу с 1 января 2018 г., в иной редакции изложена ст. 45 Закона РФ № 4468-1, в том числе п. «г» ч. 1 этой статьи. Согласно данной норме в этой редакции пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с данным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 5-ФЗ, на 32% расчетного размера пенсии, обозначенного в ч. 1 ст. 46 данного Закона.

Из этих норм следует, что уже к моменту назначения истцу пенсии за выслугу лет действовала норма п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ № 4468-1, предусматривавшая повышенный размер пенсии за выслугу лет ветеранам боевых действий.

Порядок назначения пенсии по выслуге лет и организация работы по пенсионному обеспечению на 21 мая 2005 г. были регламентированы разделом VI Закона РФ № 4468-1.

С 30 мая 2005 г. (т.е. до даты поступления в Управление заявления истца и до принятия Управлением решения о назначении истцу пенсии) вступила в силу Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденная приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418 (далее – Инструкция № 418). Этот документ действовал в период возникновения спорных отношений, а потому именно данная Инструкция подлежала применению к спорным отношениям.

Пунктом 8 Инструкции № 418 предусмотрено, что на кадровое подразделение по последнему месту военной службы возлагалась обязанность разъяснять вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, лицу, обратившемуся за пенсионным обеспечением.

Из данных норм следует, что на Отдел и Управление (с учетом нормы ч. 2 ст. 54 Закона РФ № 4468-1) действовавшее в 2005 г. законодательство возлагало обязанность по получению от будущего пенсионера необходимых для назначения пенсии документов, разъяснению ему вопросов пенсионного обеспечения, проверке наличия документов, необходимых для решения в том числе вопроса о размере пенсии, при этом решение о назначении пенсии и достаточности представленных документов принималось в 2005 г. Управлением.

Представленные материалы пенсионного дела истца не содержат сведений о том, что Отдел, осуществляя сбор пенсионных документов для назначения истцу пенсии, Управление при решении вопроса о назначении пенсии и ее размере уточняли вопрос о наличии (отсутствии) у истца статуса ветерана боевых действий, при том что из приложенной к заявлению о назначении пенсии копии свидетельства о болезни истца следовал факт его участия в боевых действиях в 2000 г., в копии трудовой книжки истца, имевшейся в пенсионном деле, было указано на награждение истца в 2000 г. знаком «Участник боевых действий». При решении вопроса о назначении пенсии пенсионным органом Управления не дана оценка и тому факту, что в приказе об увольнении истца определена выслуга лет в льготном исчислении, тогда как расчет выслуги лет не содержал информации о льготном исчислении выслуги лет.

Поскольку на дату назначения пенсии у истца было право на назначение пенсии в повышенном размере, в требуемом законом размере пенсия истцу не назначалась с 21 мая 2005 г. по вине Управления (не проверившего наличие или отсутствие оснований для применения при исчислении размера пенсии по п. «г» ст. 45 Закона РФ № 4468-1 и не разъяснившего истцу право представить удостоверение ветерана боевых действий), в силу ч. 2 ст. 58 Закона РФ № 4468-1 Управление обязано выплатить истцу неполученную им пенсию (в виде надбавки к пенсии) за весь период без ограничения каким-либо сроком (с 21 мая 2005 г. по 16 февраля 2019 г.), а не только за 12 месяцев до обращения истца с заявлением о перерасчете.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции взыскал с Управления в пользу Р. недоплаченную пенсию в размере 168 235 руб. 12 коп. (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 июля 2022 г. по делу № 33-10304/2022).



Городское право: актуальная тема для сообществ москвичей

Дата: 24 апреля 2024 г.

18 апреля 2024 г. советник ФПА РФ,  заместитель председателя рабочей группы ГРА по организации БЮП, почетный адвокат России,  Власова Ольга Игоревна,  приняла участие в Круглом столе «Комьюнити-менеджер городских сообществ», проходившем в рамках VII ежегодного международного симпозиума «Образование и город: проектирование и развитие», где выступила с докладом «Городское право (Юридическая урбанология) и правовое просвещение жителей городов по вопросам правового регулирования деятельности жилищных и других местных сообществ».

В рамках круглого стола Власова Ольга Игоревна  обсудила с участниками вопросы необходимости правового просвещения руководителей местных сообществ, в том числе жилищных, а также активных жителей различных локальных территорий, а затем рассказала собравшимся о деятельности Рабочей группы Гильдии российских адвокатов по организации бесплатной юридической помощи и правовому просвещению.

В круглом столе также принимали участие Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ, Любовь Гурарий эксперт по соучаствующему проектированию и работе с сообществами, сооснователь проекта «Город Друг», Сергей Кузнецов руководитель общероссийского проекта «Добрые соседи», аналитик Центра технологических инноваций НИУ ВШЭ и другие эксперты по работе с местными сообществами и локальными территориями.