Апелляция отказалась рассматривать оскорбительную жалобу по административному делу
Наличие оскорбительных, некорректных высказываний в тексте жалобы по административному делу является основанием для оставления ее без движения на основании ст. 300, 315 КАС РФ – к такому выводу пришел в связи с одним из разбирательств Липецкий областной суд. Это дело вошло в бюллетень судебной практики суда за второй квартал 2022 г. Ранее Верховный Суд РФ занял прямо противоположную позицию по жалобам в гражданском судопроизводстве.
Определением Советского районного суда г. Липецка от 07.04.2022 г. административное исковое заявление О. к прокуратуре Липецкой области о признании незаконным решения оставлено без движения, предложено устранить допущенные в административном иске недостатки.
На определение О. принесена частная жалоба, которая вместе с делом направлена для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Липецкого областного суда.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда административное дело по частной жалобе административного истца О. на определение Советского районного суда г. Липецка от 07.04.2022 г. с рассмотрения снято по следующим основаниям.
Требования к содержанию апелляционной жалобы определены ст. 315, 299 КАС РФ.
В силу ч. 1 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
С учетом приведенных норм и общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом жалоба не должна содержать оскорбительные и иные недопустимые выражения, в том числе посягающие на честь и достоинство участвующих в деле и иных лиц, а также судьи.
«Иное означало бы легализацию соответствующих нарушений», – подчеркнула апелляция.
Как отметил облсуд, частная жалоба О. содержит выражения оскорбительного характера в отношении судьи, которым постановлено обжалуемое определение, что препятствует ее рассмотрению по существу.
В силу ст. 300, 315 КАС РФ при подаче жалобы, не соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 299 Кодекса, судья оставляет жалобу без движения и назначает лицу, подавшему жалобу, разумный срок для исправления недостатков жалобы с учетом характера таких недостатков, а также места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу.
Поскольку в существующем виде частная жалоба с ее приложением рассмотрению не подлежит, дело возвращено в суд первой инстанции для выполнения требований, предусмотренных ст. 299–302 КАС РФ (определение от 06.06.2022 г. № 33а-1860а).
В конце минувшего года Верховный Суд РФ разбирал аналогичную ситуацию в гражданском процессе, когда апелляционная инстанция вернула апелляционную и частную жалобы в районный суд на том основании, что они содержат оскорбительные и провокационные выражения в адрес судей. ВС отменил вынесенные апелляционные определения как незаконные, указав, что жалобы возвращены по основанию, не предусмотренному ст. 325.1 ГПК РФ (определение от 21.12.2021 № 11-КГ21-38-К6).
Правительство забраковало поправки в УПК о запрете заключения под стражу за ненасильственные преступления
Правительство РФ дало отрицательный отзыв на депутатский проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, направленный на расширение прав и гарантий лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении ненасильственных преступлений, в ходе осуществления уголовного преследования.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции ч. 1.1 ст. 108 УПК, закрепив в ней запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу в случае, если ни одно из преступлений, в совершении которых подозревается или обвиняется лицо, не предусматривает применения насилия или угрозу его применения. Одновременно указано, что данный запрет не применяется в случае подозрения или обвинения в совершении любого из преступлений, предусмотренных рядом статей, а также глав Уголовного кодекса РФ, перечень которых приводится в указанной части.
Как отмечает кабмин, понятие «преступление, не предусматривающее применение насилия или угрозу его применения» законодательно не определено, что сделает реализацию предлагаемых законопроектом положений затруднительной.
Неясно, по какому критерию отобраны составы преступлений, на случаи подозрения или обвинения в совершении которых не распространяется запрет избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В частности, в число таких составов преступлений вошли преступления небольшой тяжести, в отношении которых аналогичный запрет установлен ч. 1 ст. 108 УПК.
Кроме того, принятие такого федерального закона приведет к снижению гарантий прав предпринимателей (по сравнению с действующей редакцией ч. 1.1 ст. 108 УПК), поскольку в проектируемых положениях сокращается перечень преступлений, при подозрении в совершении которых заключение под стражу не допускается.
В связи с этим Правительство РФ законопроект не поддержало.