ДЕТКИ В КЛЕТКЕ или БЕЗОПАСНОСТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ В ЦИФРОВОМ МИРЕ

Дата: 10 июня 2025 г.

Как показывает исследование, проведенное сотрудниками Mediascope, более 90% российских детей пользуются интернетом с 4 лет.

90% детей в возрасте 4-5 лет пользуются интернетом. Из них почти половина – 46% заходят в сеть каждый день, а 52% умеет делать это без взрослых. Об этом рассказала директор по специальным исследованиям Mediascope Марина Пикулева на форуме CSTB 2025. Среди детей 6–8 лет доля интернет-пользователей еще выше — 97%. Среди подростков 9–11 лет — 99% аудитории заходят в интернет практически каждый день.

«По информации на 2 июня 2025 года, 39% российских детей в возрасте 11–14 лет проводят в интернете от 6 до 8 часов в сутки» – сообщила gazeta.ru

Среди наиболее популярных онлайн-сервисов у юных пользователей лидируют мессенджеры (74%), социальные сети (71%), мобильные игры (70%) и видеосервисы (66%).

Дети 11-14 лет ежедневно проводят в сети от 6 до 8 часов, а около 40% младших школьников 7-10 лет используют интернет 3-5 часов. Дети 4-6 лет значительно меньше зависимы от интернета. Такие данные приводятся в исследовании компании МТС.

На днях президент ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «АВАНТИ» Рахман Янсуков обратил внимание высоких чиновников на наличие запрещенного контента в социальных сетях, а также отсутствие правового регулирования доступа детей̆ на указанные площадки.

Ассоциация выступила с предложением о запрете доступа к социальным сетям детям до 14 лет, а для реализации указанного предложения было предложено обязать платформы производить регистрацию пользователей исключительно при помощи предоставления фотографии паспорта. Те же пользователи, которые уже зарегистрированы на площадках должны пройти повторную аутентификацию.

Кроме того, организация предложила ограничить деятельность социальных сетей, которые откажутся внедрять новые правила. Обсудить эту инициативу мы предложили адвокатам, педагогам, психологам и общественным деятелям.

Екатерина Сергеевна Тютюнникова

Адвокат Адвокатской палаты г.Москвы

Строго говоря, с точки зрения гражданского законодательства, «ребенок» – это человек с рождения и до достижения восемнадцатилетнего возраста. И получение паспорта в 14 лет не делает его взрослым человеком с развитым критическим мышлением и способным в полной мере понимать, что с ним происходит и осознавать последствия всех своих поступков.

Согласно же Семейного кодекса РФ, ответственность за жизнь, здоровье, психическое и нравственное здоровье ребенка несут его родители. И думается, не стоит их лишать этого приоритета.

Обсуждение новых ограничений в цифровом пространстве, особенно в отношении несовершеннолетних, требует предельной точности. Запреты, даже если они продиктованы благими намерениями, могут принести больше вреда, чем пользы.

Сегодня интернет — это не только источник информации, но и полноценный инструмент для образования. Даже младшие школьники ежедневно используют онлайн-платформы: для выполнения домашних заданий, участия в дополнительных занятиях, общения с педагогами. Электронные дневники, расписания, уведомления о контрольных и оценках — всё это доступно только при наличии стабильного подключения к сети. Запретив или ограничив доступ к тем или иным цифровым сервисам, мы рискуем искусственно затруднить учебный процесс, особенно в регионах, где офлайн-альтернативы ограничены.

При этом нельзя закрывать глаза на случаи злоупотреблений. Известны эпизоды, когда каршеринг-сервисы использовались через поддельные аккаунты: с подложными документами или через взлом чужих учетных записей. Безусловно, это серьезное нарушение, требующее усиления цифровой верификации и защиты персональных данных. Но ответом на отдельные правонарушения не может быть массовый запрет — это путь к цифровой изоляции, а не к безопасности.

Особое внимание в этом вопросе должно уделяться роли семьи. Контроль за тем, как ребёнок использует интернет, и в каких целях — это, в первую очередь, обязанность родителей, а не государства. Именно родители ответственны за воспитание, за формирование у ребёнка навыков осознанного и безопасного поведения в интернете. Государственные механизмы и цифровые фильтры могут быть лишь вспомогательным инструментом, но не заменой живому участию взрослых в жизни своих детей.

Законодатель и общество, в целом, должны стремиться к балансу. Необходимо защищать несовершеннолетних от угроз, но при этом уважать их право на образование, развитие и доступ к информации. В противном случае, под предлогом заботы, можно легко переступить грань между защитой и ограничением.

Анатолий Андреевич Козлов

Педагог-психолог, медиатор, член Экспертного совета по развитию служб медиации и примирения Минпросвещения России, автор телеграм-канала «Осторожно! Ребенок!».

Споры о запрете доступа в интернет и соцсети для детей ведутся с момента их массового распространения. На эту ситуацию можно посмотреть с разных позиций: родителя, чиновника, педагога, психолога, ребенка. У каждого найдутся свои аргументы за и против, и каждый, по-своему, будет прав.

Но главное, что объединяет всех заинтересованных в благополучии наших детей – защита их интересов и обеспечение безопасности. Остается только вопрос выбора средств для достижения такого результата. Давайте посмотрим на ситуацию с разных углов.

Определимся с вводными данными. Детьми инициаторы запрета предлагают считать несовершеннолетних младшего и среднего возраста до 14 лет. Однако, представляется, что социальные сети в этом контексте не стоит рассматривать отдельно от всего интернета, так как существует огромное количество площадок, которые могут нести те же угрозы, что и социальные сети: интернет-форумы, мессенджеры и даже просто комментарии на видеосервисах.

В этой ситуации я вижу два важных аспекта, на которые стоит обратить внимание:

Выставляя возрастной ценз на доступ в это цифровое пространство, мы показываем, что не силах обеспечить безопасность детей там. Но тогда почему мы уверены, что это пространство не вредит детям старше 14 лет и взрослым?

Идя по пути запрета, мы заявляем еще и о том, что не можем воспитать достаточную культуру цифровой безопасности у детей и взрослых. Я говорю о взрослых, ведь именно они формируют у ребенка необходимое понимание о том, «что такое хорошо, что такое плохо» и как на это «плохо» реагировать, как поступать, если оказался в сложной для тебя ситуации, как действовать, если возникли какие-то проблемы.

Здесь я хотел бы вспомнить слова Яна Амоса Коменского из его труда «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет»: «В том доме, где есть дети, нужна величайшая осмотрительность, чтобы не произошло чего-либо противного добродетели, но, чтобы все соблюдали умеренность, опрятность, уважение друг к другу… Если это будет происходить постоянно, то, несомненно, не нужны будут ни множества слов для наставления, ни побои для принуждения».

В вопросе обеспечения безопасности детей в цифровом пространстве, важна системная работа по нейтрализации существующих угроз и просвещение об инструментах сохранения этой безопасности.

Работа по обоим направлениям уже ведется, но раз мы замечаем нарастание проблем, возможно, стоит усилить и оптимизировать эту деятельность, а не вводить новые запреты. Иначе мы идем по пути строительства более высокого забора вместо поимки преступников.

Елена Александровна Турлина

Психолог, профессиональный медиатор, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии и Национальной ассоциации семейных медиаторов, ведущий коммуникативных тренингов для подростков и родителей

Многолетний опыт работы с семьями убедил меня, что авторитарные запреты на использование социальных сетей детьми и подростками зачастую приводят к обратному эффекту, проявляющемуся не сразу, а спустя годы. Вот почему такие меры требуют очень взвешенного подхода.

Во-первых, тотальный запрет — это своего рода мина замедленного действия. Пример одной православной семьи, где детям до 13 лет не разрешали пользоваться гаджетами, показал: когда пандемия заставила выдать смартфоны, дети быстро погрузились в соцсети, общаясь не только с друзьями, но и с маргинальными личностями, что создало опасные ситуации. В то время как их сверстники, привыкшие к современным средствам связи, оказались более подготовленными к цифровой среде.

Во-вторых, дети часто «убегают» в социальные сети, чтобы уйти от проблем и жёсткой реальности, с которой им трудно справиться. Поэтому важнейшая задача родителей — выстраивать доверительные, гармоничные отношения, чтобы ребёнок чувствовал себя в семье комфортно и безопасно. Раньше, до эпохи интернета, подобные проблемы проявлялись в уличной среде, когда ребёнок, утратив доверие к родителям, мог попасть в плохую компанию. То есть, было всё то же, только «плохие компании» сложно запретить одним централизованным нажатием волшебной «кнопки».

В-третьих, технические запреты будут эффективны лишь в отношении соцсетей, которые сотрудничают с государственными органами. Однако дети и подростки быстро находят обходные пути — новые платформы, мессенджеры, закрытые сообщества, а спрос, как известно, рождает предложение. Это создаёт ещё более сложную среду, где риск появления новых платформ и их деструктивного влияния только возрастает, поскольку информация, особенно в детской среде, распространяется с реактивной скоростью.

Наконец, активность и живой интерес наших детей — это огромный ресурс, который необходимо направлять, а не ограничивать. Запреты лишь стимулируют поиск альтернативных источников общения и информации, зачастую менее безопасных. Представьте, что магазин с любимым печеньем закрыли — вы не откажетесь от печенья, а пойдёте искать его в другом месте.

Поэтому я считаю, что вместо жёстких запретов важнее развивать у детей критическое мышление, навыки безопасного поведения в интернете и поддерживать открытый диалог в семье. Только так мы сможем создать условия, в которых социальные сети станут инструментом развития, а не угрозой.

Материал подготовила почетный адвокат России, член АП Московской области Елена Валерьевна Колотильщикова.